Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Джентиле да Фабриано
Картины и биография

Джентиле да Фабриано (Gentile da Fabriano) (1360–1427)
Римский живописец периода поздней итальянской готики. Родился в Фабриано около 1360 года. Джентиле да Фабриано был учеником Аллегретто Нуци, живописца родом из Фабриано, работавшего во Флоренции.

Джентиле да Фабриано Поклонение волхвов
Поклонение волхвов, 1423
Галерея Уффици, Флоренция

Джентиле да Фабриано вышел из Умбрии, но выполнял заказы на живописные произведения в разных городах Италии. В своем творчестве испытал влияние работ живописцев северных стран (венецианских и фламандско-французских мастеров). Первое упоминание о Джентиле да Фабриано в архивных документах Рима относится к 1408 году, во Флоренции художник был записан в цех врачей и аптекарей (мастеров живописи причисляли к этому цеху) в 1422 году. Работал также в Венеции (1409), Бреше (1419), Сиене (1421 и 1425), Орвието (1425) и Риме (1427), где расписывал базилику Сан Джованни ин Латерано (фрески уничтожены в 17 веке при перестройке Борромини).

В картине «Поклонение волхвов» три волхва поклоняются младенцу Христу. Каждый из царей и участников их свиты наряжен в роскошный костюм из золотой парчи. Золото присутствует всюду в деталях композиции этого богатого алтаря, заказанного семьей Строцци для украшения их капеллы в церкви Санта Тринита во Флоренции. Только семья очень богатого флорентийского купца могла позволить себе заказать изображение подобного сюжета, где в таком очень большом количестве применяются дорогостоящий синий пигмент (приготовляемый из ляпис-лазури) и листы золота. Их художники использовали часто и для того, чтобы продемонстрировать высокое социальное положение донатора.

Достоверные работы: «Поклонение волхвов» (1423, Галерея Уффици, Флоренция) по заказу Паллы Строцци для церкви Санта Тринита – теперь в Уффици, часть пределлы – в Лувре; полиптих Кваратези (1425) для церкви Сан Никколо, центральный образ Мадонны; теперь в лондонской Национальной галерее, створки со святыми – в Уффици, части предела – в Ватиканской пинакотеке и в вашингтонской Национальной галерее; полиптих «Венчание Богоматери со святыми» – в Брере. Кроме того, Мадонны в Сеттиньяно (собрание Беренсона), Перудже (пинакотека), Пизе (пинакотека), Веллетри (собор), Нью-Хавене (собрание Джарвза), Нью-Иорке (Метрополитен-музей), Берлине (муэеи), «Мадонна во славе» (Маэста) – остатки фрески в соборе города Орвието (1425).

Творчество Джентиле да Фабриано – типичный образец стиля интернациональной готики, для которого характерны утонченная элегантность, нарастание светских тенденций и интерес художника к натуралистическим деталям. В картинах Джентиле да Фабриано последняя черта проявляется в реалистической трактовке животных, птиц и растений. Умер Джентиле да Фабриано в Риме в 1427 году.