Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Скандинаво-германская мифология

Этот раздел перенесен в рубрику Скандинавская мифология сайта godsbay.ru в 2006 году.

Скандинаво-германская мифология – мифология племен англов, саксов, норманнов, данов и других народностей, формировавшаяся с V века до нашей эры до принятия христианства; поскольку основным источником сведений о ней являются тексты поэтической «Старшей Эдды» и прозаической «Эдды» исландского скальда, ученого и государственного деятеля Снорри Стурлусона (1178 – 1241), ее часто называют «скандинавской мифологией».

Примерно в то же время датский хронист Саксон Грамматик в «Деяниях датчан» передает многие мифологические сюжеты. Ценные сведения о древнегерманской мифологии имеются в «Германии» Тацита. Стурлусон собрал саги периода викингов, примерно с 750 по 1050 год, когда сформировалась мощная традиция, связанная с подвигами главных богов – бога войны и покровителя дружин Одина и бога Тора, который беспощадно крушил врагов своим волшебным молотом-бумерангом Мьелльниром. Все еще свободные от влияния христианства, предприимчивые и отважные скандинавы – предки современных датчан, исландцев, норвежцев и шведов – уходили в море на поиски добычи и новых земель. Неудивительно, что воинственные викинги любили слушать предания о подвигах одноглазого Одина. Верховный бог привлекал скандинавов репутацией "отца доблестно павших в бою" и тем, что ему удавалось доводить до экстаза неистовых берсеркеров, которые в неудержимой ярости грызли щиты и бросались на врага обнаженными.

Согласно одному из мифов, когда старый датский король Харальд Синезубый (X век) посетовал на Одина, то дарующего, то отбирающего удачу в бою, бог войны загадочно произнес: "Серый волк наблюдает за обителью богов". Чтобы понять смысл его слов, следует вспомнить одну из главных тем скандинавских мифов – нависшей над богами и всем миром угрозе гибели – Рагнарек. Один во что бы это ни стало стремился собрать дружину эйнхериев, павших в бою отважных воинов, для решающей битвы богов с великанами и чудовищами в долине Вигрид, где почти всем им суждено было погибнуть. Самого Одина ждала неминуемая смерть в пасти гигантского волка Фенрира, отвратительного отпрыска бога огня Локи и великанши Ангрбоды. Был ли удовлетворен Харальд Синезубый ответом бога, сказать трудно, поскольку миф заканчивается тем, что Один, правивший королевской колесницей, сбросил старика на землю и пронзил несчастного его же собственным мечом.

"Век топора, век меча", который завершался катастрофой Рагнарек, возможно, казался суровым морским волкам идеалом жизни настоящих мужчин. Но те из них, кто предпочел осесть в колониях и стать крестьянином или торговцем, все же больше почитали сына Одина, бога грома и плодородия Тора. Вера в Тора помогала людям в решении земных проблем, будь то нападения местных конунгов на крестьян или не в меру усердных христианских миссионеров на языческие храмы. Особой популярностью Тор пользовался у исландских колонистов, которых бежать из Южной Норвегии заставили подобные Одину жестокие правители вроде Эрика Кровавая Секира (X век). Приверженность поселенцев к культу Тора была столь велика, что фамилии Торстен и Торолф до сих пор считаются самыми распространенными в Исландии. Поэтому вполне понятно, почему к концу эпохи викингов Тор в пантеоне богов занял более высокое положение, чем Один, и оставался верховным богом на протяжении столетия, после чего Скандинавия была обращена в христианство.

Пантеон скандинавов и германцев. Согласно древнегерманским представлениям, в начале мироздания лежало взаимодействие двух противоположных начал: первое из них – Муспельгейм, абсолютный верх, источник огня, света, мужское начало; второе – Нифльгейм, абсолютный низ, источник холода, женское начало. В начале была черная бездна Гинунгагап, к северу от нее лежало царство туманов Нифльгейм, а к югу – царство огня Муспельгейм. В царстве туманов забил родник Хвергельмир и двенадцать мощных потоков взяли из него свое начало. Вода в Нифльгейме обращалась в лед, но родник бил не переставая и ледяные глыбы подвигались к Муспельгейму. Наконец лед подошёл так близко, что начал таять. Из искр и талой воды возник великан Имир и корова Аудумла. Из пота Имира родилась пара – мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына.

Это были первые инеистые великаны. Аудумла лизала соленые камни, чтобы питать Имира молоком из своих сосцов. Так она вылизала Бури. Его сын Бер взял себе в жены великаншу Бестлу, и она родила ему трех сыновей-асов: Одина, Вили и Ве. Сыновья Бера убили Имира, а из его тела сотворили Землю: кости стали горами, жилы – реками, живот – морем, волосы – лесом, череп – небесным сводом, мозг – облаками.

Сотворив мир, Один и его братья задумали его населить. Боги создали первых людей: из ясеня – мужчину по имени Аск, а из ивы – женщину, назвав ее Эбла. Они построили для людей город – Мидгард, чтобы защитить их от духов дикой природы, от великанов – Етунов и от карликов – цвергов, гномов и пр. За морем, к востоку от Мидгарда, асы создали страну Етунхейм и отдали ее во владение Бергельмиру и его потомкам. Со временем асов стало больше, тогда они решили построить город для себя – Асгард, для чего они вступили в договор с одним великаном; было решено вознаградить великана, если он построит Асгард за один год; ему были обещаны Солнце, Луна и жена Одина – Фрея.

Великан строил город с необыкновенной быстротой, перевозя огромные камни на волшебном коне. Боги испугались, созвали собрание и на нем обвинили Локи в неудачном договоре. Локи заставили сделать все, чтобы не дать выполнить договор. Локи превратился в кобылицу и увел великанского коня. Великан не выполнил условий договора, не закончил строительства к концу года. Локи же тем временем трижды беременел и родил трех хтонических существ: мирового волка Фенрира, мирового змея Ермунганда и восьминогого коня Слейпнира(по другим источникам чудовищ Фенрира и Ермунганда родила его жена великанша Ангрбода). Быстроногий конь был взят Одином, который стал совершать на нем ежедневные поездки по небу. Однажды в год, 25 декабря, в день зимнего солнцестояния, Один вместе с Фреей приезжал на волшебном коне на Землю, одаривая людей подарками, а люди, со своей стороны, благодарили бога жертвами, развешивавшимися на вечнозеленых елях. От этой древнегерманской традиции берет начало празднование Нового года.

Ермунганд опутал всю землю и кусал свой собственный хвост. В этом образе германцы метафорически предвосхитили идею сферичности Земли. Но самая мрачная роль в будущем отводилась мировому волку Фенриру. Прорицательницы предсказали богам, что придет день, когда волк поглотит их всех. Боги устрашились и решили защититься от этого бедствия. Им помогла Фрея, жена Одина. Она сплела веревку из всего, что есть на земле – из волос, жил, древесного лыка и пр. С этой веревкой боги в третий раз пришли к волку, раззадоривали его, уговаривая подвергнуться третьему испытанию. Волк отказывался, но потом согласился на условии, что Тюр в качестве гарантии положит ему в пасть правую руку. Веревка была надета на шею Фенрира, он пытался ее порвать, но тщетно, и тогда Фенрир откусил руку Тюра. Волк был привязан к скале, и боги на какое-то время обезопасили себя. У Одина и Фреи был сын по имени Бальдр. Еще при рождении мать взяла клятвы у всего живого на земле, чтобы ничто не причинило вреда ее ребенку. Правда, Фрея не взяла клятвы у слабого растения омелы, паразитирующего на дубе. Бальдр отличался статью, умом, рассудительностью.

Однажды боги собрались на площади и до начала собрания развлекались метанием копий, стрельбой из луков в Бальдра, стоявшего по пояс раздетым и демонстрирующего неуязвимость. И здесь обо всем ведающий Локи сделал почти невесомое копье из омелы и вложил его в руку слепого бога Хеда. Тот наугад метнул копье, оно пронзило насквозь Бальдра, и сын Одина умер. Боги набросились на Локи, после долгой погони поймали его и привязали к скале; над головой Локи прикрепили ядовитых змей, от которых он должен был умереть медленной, мучительной смертью. Ядовитые капли падали на лицо Локи, он содрогался, и вместе с ним содрогалась земля. Однажды Локи содрогнулся так сильно, что земля раскололась, выполз мировой змей Ермунганд, который стал все сжигать огнем своего дыхания и отравлять ядом. Спали путы с мирового волка Фенрира, он открыл свою гигантскую пасть и стал проглатывать одного бога за другим. Фенрир не смог проглотить лишь Видара, бога-башмачника. Видар наступил башмаком с толстой подошвой на нижнюю челюсть волка, а руками уперся в верхнюю и порвал пасть. Были исторгнуты назад проглоченные волком Один, Тор, Тюр и другие боги.

По преданию, было предсказано, что боги и чудовища уничтожат друг друга, а огненный великан Сурт уничтожит мир, после чего должен возникнуть новый мир. Лив и Ливтрасир – супружеская пара, которой суждено пережить Рагнарек и гибель мира; они возродят человеческий род. Еще, по преданию, Рагнарек переживут боги: Видар, Вали, Магни, Моди и Улль, Бальдр и Хед вернутся в мир живых. Таким образом, после конца света и гибели богов наступило воскресение(воскрешение). Затем последовал последний суд, и все праведные последовали в Муспельгейм, а все грешные – в Нифльгейм. Идеи эсхатологии, воскресения и загробного суда древних германцев предвосхитили христианские идеи.