Приключения
Детективы и Триллеры
Валерий Власов | На линии небес и подземелья |
Скандинавские саги | Скандинавские сказания и легенды |
Приключенческая литература, художественная проза, подчиненная задаче занимательного повествования о происшествиях; для нее характерны стремительность развития действия, переменчивость и острота фабульных (сюжетных) ситуаций, накал переживаний, мотивы похищения и преследования, тайны и загадки (романы А. Дюма-отца, «Остров сокровищ» Р. Стивенсона). Переплетается с детективной литературой, научной фантастикой и путешествием (как литературным жанром).
Детективная литература, в узком смысле – проза о расследовании и «разгадке» преступления, в расширительном смысле – изображение криминальных преступлений и борьбы с преступниками. Родоначальник детективной литературы – Э. По (рассказ «Убийство на улице Морг», изданный в 1841 году, и другие новеллы). Классические произведения детективной литературы описывают раскрытие преступлений логическим методом (А. К. Дойл, Г. К. Честертон, Э. Габорио, А. Кристи, Р. Стаут). Дальнейшее развитие жанра связано с появлением в детективной литературе социально-психологических мотивов (Ж. Сименон, Мацумото Сэйте), с возникновением разновидностей детективной литературы, изображающих непосредственную схватку стражей правопорядка с преступным миром, со сценами насилия и угроз (Д. Хеммет, Р. Т. Чандлер и др.).
Триллер (от англ. thrill – нервная дрожь, волнение), особый тип приключенческих фильмов, литературных произведений, в которых специфические средства должны вызвать у зрителей или читателей тревожное ожидание, беспокойство, страх. Элементы триллера могут применятся в детективе (в т. ч. детективной литературе), гангстерских и «черных фильмах» (криминальных фильмах, проникнутых ощущением безысходности, иррациональности зла).
Путешествие, литературный жанр, в основе которого лежит описание путешественником (очевидцем) достоверных сведений о незнакомых или малоизвестных читателю странах, землях, народах в форме заметок, записок, дневников (журналов), очерков, мемуаров («Хождения»); помимо познавательных может ставить эстетические, философские, публицистические и другие задачи. Особый вид литературного путешествия – повествования о вымышленных странствиях с преобладающим идейно-художественным элементом, но с ориентацией на композиционные принципы документального путешествия («Мертвые души» Н. В. Гоголя).