Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Моне Клод
Картины и биография

Моне Портрет

Моне Клод Оскар (Monet Claude) (1840-1926), французский живописец. Учился в частных студиях в Париже (1859-1863), изучал японскую гравюру на дереве; испытал влияние Камиля Коро, Гюстава Курбе, Эдуара Мане, мастеров барбизонской школы. Один из основоположников импрессионизма, в своих картинах художник Моне со второй половины 1860-х годов стремился передавать средствами пленэрной живописи изменчивость световоздушной среды, красочное богатство мира, сохраняя при этом свежесть первого зрительного впечатления от природы.

Моне Впечатление
Впечатление. Восходящее солнце, 1872, Музей Мармоттан, Париж
Моне Утес
Утес Уелк в Пурвилле, 1882, Частное собрание
Моне Заандам
Обычная жизнь в Заандаме, Голландия, 1884
Моне Этрет Закат
Этрет, закат, 1883, Частное собрание
Моне После ланча в Аржантее
После ланча в Аржантее, 1873-1876, Музей д'Орсе, Париж
Моне Паруса в Аржантее
Паруса в Аржантее, 1872, Музей д'Орсе

Важное значение для Клода Моне имело знакомство с молодыми живописцами, ищущими новых путей в искусстве: Базилем, Писсарро, Дега, Сезанном, Ренуаром, Сислеем. В их кругу зародилось ядро нового живописного направления, получившего впоследствии название «импрессионизм». Собственно, от наименования пейзажа Клода Моне “Впечатление. Восходящее солнце” (“Impression. Soleil levant”; 1872, Музей Мармоттан, Париж) и произошло название импрессионизма.

В своих пейзажных композициях (“Бульвар капуцинок в Париже”, 1873, “Скалы в Этрета”, 1886, – обе в ГМИИ, Москва; “Поле маков”, 1880-е годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Моне воссоздавал вибрацию света и воздуха с помощью мелких раздельных мазков чистого цвета и дополнительных тонов основного спектра, рассчитывая на их оптическое совмещение в процессе зрительного восприятия.

Моне Стог
Стог сена, 1891
Моне Бульвар Капуцинок
Бульвар Капуцинок, 1873
Моне Терраса в Сент-Адресс
Терраса в Сент-Адресс, 1867
Моне Река Сена в Беннкуре
Река Сена в Беннкуре, 1868
Моне Осень в Аржантее
Осень в Аржантее, 1873
Моне Снег в Аржантее
Снег в Аржантее, 1875

В 1880-е годы Клод Моне много работал на натуре, ему важно было не просто запечатлеть пейзаж, бытовую сценку, а передать свежесть непосредственного впечатления от созерцания природы, где каждое мгновение что-то происходит, где окраска предметов непрерывно меняется в зависимости от освещения, от состояния атмосферы и изменчивости погоды.

Стремясь запечатлеть многообразные переходные состояния природы в разное время дня и при разной погоде, Моне создал в 1890-е годы серии картин-вариаций на один сюжетный мотив (серия полотен “Руанские соборы”, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, и другие собрания). Для позднего периода творчества Моне характерны декоративизм, все большее растворение предметных форм в изощренных сочетаниях цветовых пятен.

Моне В лесу
Дуб Бодмера в лесу Фонтенбло
Моне Пруд
Пруд с лилиями, 1899
Моне Облака
Кувшинки и облака, 1903
Моне Купальщицы в Ла Гренуйере или Лягушатник
Купальщицы в Ла Гренуйере (Лягушатник), 1869
Моне Свод скалы Этрет
Свод скалы Этрет, 1883
Моне Пейзаж в Монако
Пейзаж в Монако, 1884