Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Постеры и Шаржи

В этой рубрике – статьи о творчестве известных художников Себастьяна Крюгера, Валерия Барыкина, Жоана Визкарра Каррераса, Курта Джонса, Дениса Лопатина и других мастеров-карикатуристов; представлены шаржи знаменитостей, карикатуры Голливуда, пин-ап работы именитых художников, а также постеры к сотням знаменитых фильмов.

История шаржа и карикатуры
Карикатура – рисунок (или иногда скульптура), имеющий целью высмеять какое-либо лицо или какое-нибудь деяние или событие, общественные пороки и глупые модные пристрастия, политический строй и т.п. Шарж – изображение действительности, преувеличенное до неправдоподобия с комическими целями. Карикатура известна еще со времен Древнего Египта. Папирусы египтян, в которых изображены животные, пародирующие деяния людей, (а также несколько статуэток и рисунков на древних вазах, немного образцов фресковой живописи) представляют иногда забавное содержание, иногда бесцельную, часто животно-грубую шутку, иногда как бы поднимают на смех египетские религиозные обряды.

Шарж Мерилин Монро
Мерилин Монро
Шарж Джессика Рэббит
Джессика Рэббит
Шарж Скука в звёздной спальне
Скука в звёздной спальне

В античные времена был известен сатирик Паузон, о котором писал Аристотель, что не советует показывать его произведения юношеству. Плиний сообщал об одном ученике Апеллеса – Ктезилохе, карикатурно изобразившем Юпитера, рождающим Бахуса; он же упоминал об Антифиле, который занимался не только серьезными, но и комическими произведениями. Известны также античные пародии на художественные произведения, например, на сцены из "Энеиды", где людские головы были заменены головами животных. На одной фреске в Геркулануме нарисована сцена: осел, который, несмотря на усилия погонщика остановить его, лезет на крокодила на берегу реки.

В памятниках христианской культуры VI века и позднее скульптура церковных орнаментов становится все более причудливой и загадочной по значению. Гротескные человеческие тела с звериными головами, драконы, гримасничающие фавны, животные, играющие на музыкальных инструментах, и другие произведения капризной фантазии, в которых некоторые археологи стремятся находить символический смысл. Рядом со статуями, воздвигнутыми для культа благочестия в христианских храмах, нашли место изваяния сцен, изображающих пороки и страсти нередко грубого животного характера. И в рукописях, украшенных миниатюрами, появились также подобные изображения: миниатюристы, большей частью монахи, рисовали для владетельных особ в молитвенниках священные и грешные мирские сцены. В одной Библии XIV века одна из миниатюр изображает разгул мужчин и женщин в монастыре. В 1298 году на капители одной колонны в Страсбургском соборе была изображена пародия на священнодействие, в которой действующие лица: медведь, волк, заяц, ослы, собака, обезьяна и лисица. Эти неблагочестивые изображения были уничтожены лишь во второй половине XVI столетия.

Карикатурные изображения дьявола появились в европейских соборах, по-видимому, не ранее XI столетия. Его изображали в виде безобразного человека, часто с хвостом и крыльями, злого и хитрого. В сценах взвешивания душ (то есть пороков и добродетелей), где всегда присутствовал и ангел-хранитель, дьявол мошеннически пробует наклонять рукой весы на свою сторону. В других изображениях он с радостью тащит в ад пап, королей и придворных. С приближением эпохи Возрождения художники стали изображать дьявола полуобезьяной, полулисицей, или окружали женщинами, как пособницами. Собственно, женщина, как искусительница и пособница дьявола, неоднократно была изображаема кистью и резцом мастеров в сценах искушения. Орнаменталистика средних веков включала в себя также и фигуры обыкновенных людей и достаточно скабрезных деяний. Таковы, дошедшие до наших дней, резные фигуры из дерева – аптекаря, дровоноса, пастуха, жнеца и т.д. Таковы сцены, изображающие мужа, который бьет свою жену; монаха, занимающегося блудом с монахиней.

Интересны карикатуры в манускрипте XVI столетия "Livre des Amis", изображающие, как мужчины попадают в сети женщинам. В манускрипте, принадлежавшем Екатерине Медичи, есть несколько символических, довольно тяжеловесных карикатур. С наступлением эпохи Реформации главными сюжетами карикатур стали: папское духовенство жарится в печи, кругом которой – крылатые бесы и неведомые чудища; кардинал улавливает в западню птиц; рождение антихриста – Папы (в "Abbildung der Bapstum" Лютера); наконец, Папа римский на отвратительном звере держит посуду с нечистотами, или палач, вешающий Папу и кардиналов, и сонм бесов, собравшихся на это зрелище.

В XVII веке начинает вырабатываться, все еще очень несовершенно и отрывочно, карикатура нравов. Во Фландрии и Голландии – это "Обжоры", "Битва Поста с Масленицей" Питера Брейгеля и другие картины фламандских художников, во Франции карикатуры на пикники и т.п. Взаимные враждебные отношения Испании и Франции вызвали множество карикатур, изображавших все грубые и смешные стороны испанцев в ужасном преувеличении. Во времена Людовика XIII в жанре карикатуры успешно работал художник Жак Калло (1594-1635), который изображал буффонские итальянские сцены и т.п. Калло стал широко известен благодаря гравюре "Искушение святого Антония", в которой он выказал много изобретательности в изображении чудовищ.

Конец XVII-го столетия отмечен карикатурной полемикой другого рода – иезуитов и янсенистов; вся полемика носит неприятный характер не только по форме, но и по основанию. Полемисты выказали много злобы, желчи и клеветничества, в особенности иезуиты. В XVIII столетии действовали талантливые карикатуристы в Англии: Уильям Хогарт (1697-1764), Джеймс Джилльрей (1757-1815), Томас Роуландсон (1756-1827). Хогарт писал и гравировал сатирические картины пороков, другие были его продолжателями, а деятельность Джилльрея имела особенный характер политической сатиры. Во Франции во времена революции после попытки бегства короля Людовика XVI в Лотарингию в июне 1791 года, задержания его в Варенне и водворения в Париже появилась масса шаржей и карикатур на короля, в особенности, когда распространился слух о плане нового бегства короля через городскую клоаку. Людовика XVI представляли то слепым, то ребенком, то шутом, то наполовину слесарем, наполовину цирюльником и т.д. Не менее досталось и Марии Антуанетте от возраставшей народной ненависти.

В Германии во времена великой французской революции работала большая группа карикатуристов. Л. Рипенгаузен, И.Д. Шуберт, И.А. Клейн, И.С. Эргардт, И.Н. Рамберг, С.Д. Амадей-Гофман издали много карикатур во времена французской революции и последовавшей за ней войны. Рихтер, Газенклевер, Плетч, Гентшель, Нейрейтер были изобразителями нравов. Во времена Реставрации карикатура во Франции получает весьма разнообразные направления, но между ними явственно выступает либерализм, хотя карикатуристы гораздо более занимаются преследованием отдельных личностей, чем утверждением нравственных принципов. При Людовике-Филиппе во Франции в 1830 году стал издаваться Филиппоном первый юмористический журнал "La Caricature". С 1832 года стал выходить журнал "Шаривари" и начинается блестящая и серьезная деятельность Домье, Гаварни, Гранвилля и Амедея де Ноэ (под псевдонимом Кама). Это были настоящие художники – бытописатели, а Домье – и сильный политический карикатурист.

Карикатура в России явилась гораздо позже, чем в других европейских государствах. Собственно, забавные картинки светского содержания, так называемые потешные немецкие листы, были завезены в Россию в XVII веке; это – гравюры на дереве и на меди, не всегда потешного содержания. Ко времени Екатерины II относится карикатура "Просьба кашинскому архиепископу от монахов Калязинского монастыря" с остроумным текстом. Выпуск этой карикатуры приписывают самой Екатерине; цель – подготовка общесвтвенного мнения к задуманному императрицей изъятию монастырских имуществ в казну. Из карикатуристов второй половины XVIII столетия наиболее известен гравер Петр Чуваев. Некоторые из карикатур имели целью просто позабавить, иные довольно метко преследуют пьянство, распутство и другие пороки, многие по грубости выходят из границ благопристойности, хотя, по-видимому, тогдашняя цензура не считала их опасными для общественных нравов.

Собственно, первые интересные русские карикатуры появились лишь в первой четверти XIX века, это рисунки и шаржи Ивана Теребенева и Михаила Иванова на поход Наполеона в Россию ("Наполеона бреют в бане", "Ретирада конницы", "Кухня главной квартиры в Москве", "Смотр французским войскам на обратном походе через Смоленск", "Рыцарская поездка Наполеона из Варшавы", "Благоразумная ретирада доставит мне спокойствие", "Французы, голодные крысы, в команде у старостихи Василисы" и прочее). В начале 40-х годов XIX столетия вышел альбом К. Даля: "Похождения Виоль д'Амура" – в 50 литографических рисунках достаточно комического содержания, хотя вся соль в подписях. С 1846 года стал выходить журнал "Ералаш" с рисунками и шаржами художников М.Л. Неваховича и Н.А. Степанова, изображавшими различные стороны петербургского быта; преследовались шулера, осмеивались графоманы-литераторы, акробаты благотворительности и другие проходимцы. Во второй половине XIX века появилось множество сатирических изданий ("Фаланга", "Гусли", "Заноза", "Оса", "Маляр", "Сверчок", "Стрекоза", "Осколки", "Шут", "Будильник" и другие), в которых работали талантливые художники-карикатуристы Н. Богданов, И.Творожников, Н. Чехов, Малышев, Порфирьев, Далькевич и другие.