Арт Small Bay

Ян Саудек
Фотоработы и биография

18+
Картины фотохудожника из серии "Любовь и Порок" и других
Ян Саудек Окно в ночь
Окно в ночь. Сюзанка, 1979
Ян Саудек Гамлет принц датский
Гамлет, принц датский, 2001
Ян Саудек В галерее изящных искусств
В галерее изящных искусств, 2001
Ян Саудек Любители ТВ
Любители ТВ, 1991
Ян Саудек Два двойных четвертых
Два двойных четвертых, 2002
Ян Саудек Сюзанна
Сюзанна, 1978
Ян Саудек Эти очаровательные женщины
Эти очаровательные женщины, 1987
Ян Саудек Отец и дочь
Отец и дочь, 1988
Ян Саудек Мученик любви
Мученик любви, 1989
Ян Саудек Дамский оркестр
Дамский оркестр, 2001
Ян Саудек Святая Мишель
Святая Мишель, 2002
Ян Саудек Прощай Жан
Прощай, Жан! 2005
Эдгар Дега Edgar Degas
Ян Саудек Урок игры на скрипке
Урок игры на скрипке, 2004
Ян Саудек Завоевание рая
Завоевание рая, 1995
Ян Саудек Телохранители
Телохранители, 1993
Ян Саудек Зеленые чулки
Зеленые чулки, 1978
Ян Саудек У алкоголика
У алкоголика, 2002
Ян Саудек Мальчики и девочки
Мальчики и девочки (Габриэла), 1997
Ян Саудек Прекрасные сестры
О, эти прекрасные сестры! 1991
Ян Саудек Невероятные сестры
О, эти невероятные сестры! 1988
Ян Саудек Танец
Танец (Персефона), 2004
Ян Саудек Габи бреющая голову
Габи, бреющая голову, 1982
Ян Саудек Скажи мне зеркало
Скажи мне зеркало, 1978
Ян Саудек Бедный Йорик
Бедный Йорик! 2002
Ян Саудек Вечная ноша
Вечная ноша, 1987
Ян Саудек Девственница
О, девственница! 1985
Ян Саудек Белая женщина
Белая женщина, 1982
Ян Саудек Пиета
Пиета, 1990
Ян Саудек Как Иисус
Как Иисус, 1991
Ян Саудек Белая плоть
Белая плоть, 1997
Ян Саудек Неуловимая мечта
Неуловимая мечта, 1976
Ян Саудек Давид одиночество навсегда
Давид, одиночество навсегда, 1969
Ян Саудек Девушка
Девушка, 1988
Ян Саудек Ида Саудкова
Ида Саудкова, 1988
Ян Саудек История служанки
История служанки, 1977
Ян Саудек Jan Saudek

Ян Саудек (Jan Saudek) родился в 1935 году в Чехословакии. В молодости Саудек серьезно подумывал о музыкальной карьере, но не сложилось. Он увлекается фотографией и отдается этой страсти на всю жизнь. Ян Саудек уже давно персонаж культовый, и не только в нынешней Чехии или в Европе. Он выставлялся в США еще в далеком 1970 году, и с той поры биеннале и выставки его работ проводились на всех континентах планеты, за исключением Антарктиды. В своих интервью и автобиографиях Ян Саудек менее всего хочет казаться профессионалом, – он явно желает быть этаким почти патриархально богемным артистом, равно экстремальным как в жизни, так и в искусстве, которые он принципиально не разделяет.

Экстремальности в произведениях Яна Саудека и вправду предостаточно. Можно предположить, что в социалистические времена самым радикальным было само обращение художника к обнаженной натуре (впрочем, не менее эпатажно выглядят и с рекламным смаком снятые американские джинсы, которыми модели Саудека частично свою наготу прикрывают), даже если Саудек выбирал для своих ню сюжеты в духе "пусть будет стыдно тому, кто плохо об этом подумает".

Например, невинные и патетические композиции на тему отцовства-материнства, в которых нежные младенческие тела эффектно сочетаются с хорошо развитыми формами мам и атлетическими торсами отцов. Впрочем, на выставке в московском Манеже целомудренными были далеко не все снимки. Статус "культового" Саудеку сегодня обеспечивают эротические композиции, в которых художник показывает самые нетривиальные аспекты сексуальности. В 1980-1990-х годах излюбленным приемом фотографа становятся диптихи, на которых одни и те же персонажи предстают одетыми и голыми. Причем обнаженное тело всегда предъявляется не как нечто естественное, но как некое скандальное откровение. Натурщики, которых фотограф выбирает для своих снимков, настолько далеки от классических идеалов, что о платоническом любовании красотой обнаженного тела здесь не может быть и речи. Да и фотографии построены так, что предполагают не созерцание, а скорее подглядывание. Впрочем, назвать этот эротический фототеатр шокирующе откровенным нельзя. В работах Саудека нет физиологичности: для этого они слишком стилизованы, снимки окрашены в сепию или расцвечены нарочито неправдоподобными, анилиновыми цветами, персонажи загримированы и стилизованы под некое весьма расплывчатое ретро, сюжеты – нарочито постановочны и причудливы.

Источники вдохновения Яна Саудека не без основания принято видеть в сюрреализме или классической живописи – он и вправду делает все, чтобы его снимки выглядели не брутальным "мясом", а изысканной цитатой из некоего романтического прошлого. Правда, кажется, что самым близким первоисточником этих цитаций может оказаться отнюдь не, скажем, Рубенс или Магритт, а старинные порнографические открытки – все эти пожелтевшие, чуть смазанные, забавно церемонные снимки с пышноволосыми и пышнотелыми дамами, раскрывающими свою наготу из-под корсетов, кружев и полосатых чулок.

Сами по себе эти снимки давно являются объектом вполне эстетского и платонического культа. Наверное, жесткая эротика утрачивает свою прямую функцию и обретает эстетические достоинства отвлеченного искусства не только по мере того, как теряют свою актуальность и становятся достоянием истории былые представления о том, что является рискованным или возбуждающим, сколько по мере того, как представленные на них тела исчезают из реальности и остаются только на снимках. Двусмысленность фотографий Яна Саудека – именно в том, что они прикидываются настолько старинными, чтобы казалось, что все, кто для них позировал, просто не могли дожить до наших дней и давно лежат в могиле, хотя, сверившись с реальными датировками, можно с большими основаниями надеяться, что модели пребывают в добром здравии. Официальный сайт saudek.com Яна Саудека.

Танги Ив Tanguy Ives