Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

З Словарь

Мастера изобразительного искусства и гравюры
Заболотский Петр Zabolotskiy Petr
Загорский Николай Zagorskiy Nikolay
Захаров Петр Zaharov Petr
Занковский Илья Zankovskiy Ilya
Зарянко Сергей Zaryanko Sergey

З Краткий словарь художественных терминов

Зальная церковь, вытянутый в плане храм с несколькими нефами равной высоты (существует модификация Зальной церкви с несколько более высоким, но лишенным окон средним нефом – так называемая псевдобазилика), а также однонефный храм без поперечного нефа-трансепта. Зальные церкви с ровным, неконтрастным освещением интерьера, удобные для собраний городской общины, были типичны для архитектуры вольных городов Северной Германии, Чехии, Польши 13 – начала 16 веков; в Южной Германии первую Зальную церковь построил в середине 14 века архитектор Генрих I Парлер.

Замок, укрепленное жилище феодала. Замки Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Средней Азии возводились в хорошо защищенных местах; главная башня (донжон, кешк) окружалась валами, рвами, стенами. Феодальный замок являлся неотъемлемой частью жизни Средневековья. Это и дом, и центр селения, и место для рыцарских турниров, и убежище во время войны, и средоточие средневековой культуры. Суровые, мощные замки с 11-12 века становятся более живописными, свободными по планировке, с 13-14 столетия превращаются в сложные комплексы построек и, наконец, в дворцовые ансамбли.

Зевксис, древнегреческий живописец конца 5 – начала 4 века до н. э. Стремясь к иллюзорности изображения, применял светотень («Елена», «Младенец Геракл»). Произведения не сохранились.

Зевс-Олимпиец, статуя Зевса работы греческого скульптора Фидия; одно из Семи чудес света. Статуя помещалась в культовом центре Олимпийского святилища – храме Зевса, в священной роще Альтисе. Статую Фидий исполнил в хрисоэлефантинной технике: открытые части тела были выложены пластинами слоновой кости, одеяния отлиты из золота, а основа скульптуры была деревянной.

Высота статуи достигала около 17 м в высоту. Если бы бог «поднялся», его рост намного бы превысил высоту самого храма. В руке громовержец держал статую Ники (символ победы). Из золота и слоновой кости был сделан и трон Зевса. Спинку, подлокотники и подножие украшали рельефы из слоновой кости, золотые изображения богов и богинь Олимпа. Нижние стенки трона покрывали рисунки Панэна, его ножки – изображения танцующих Ник. Ноги Зевса, обутые в золотые сандалии, покоились на скамье, украшенной золотыми львами.

Перед постаментом статуи пол был выстлан темно-синим элевсинским камнем, высеченный в нем бассейн для оливкового масла должен был сберегать слоновую кость от рассыхания. Проникавший в двери темного храма свет, отражаясь от гладкой поверхности жидкости в бассейне, падал на золотые одежды Зевса и освещал его главу; вошедшим казалось, что сияние исходит от самого лика божества. Возможно, в конце 4 века статуя Зевса была перевезена в Константинополь и установлена на столичном ипподроме, где погибла во время одного из пожаров.

Земляное Искусство или Лэнд-Арт (от англ. land art – земляное искусство), направление в изобразительном искусстве последней трети 20 века, основанное на использовании реального пейзажа в качестве главного художественного материала и объекта. Энтузиасты лэнд-арта (У. де Мариа, Р. Смитсон, М. Хайзер в США, Р. Лонг в Великобритании) прорывают траншеи, создают причудливые нагромождения камней, раскрашивают скалы и т. д., избирая для своих акций обычно безлюдные, «первозданные» и «дикие» ландшафты, тем самым как бы стремясь вернуть искусство в природу. Благодаря своему «первобытному» облику многие акции и объекты такого рода сближаются с археологизмом, а также (поскольку большинство публики может созерцать их лишь в сериях фотографий) с фото-артом.