ArtLine

Тулуз-Лотрек Анри
Картины и биография

Тулуз-Лотрек Анри Портрет

Анри Раймон Мари де Тулуз-Лотрек-Монфа (Henri de Toulouse-Lautrec) (1864-1901), французский живописец и график, потомок древнего аристократического рода, происходящего от владетельных графов Тулузских, родоначальником которого был Балдуин Тулузский, младший сын знаменитого Раймунда V. Представитель древнейшего аристократического рода Тулуз-Лотрек получил хорошее домашнее образование, с детства прекрасно рисовал. Судьба Тулуз-Лотрека трагична: после перелома обеих ног красивый, ловкий мальчик превратился в калеку – карлика с короткими ножками, большой головой.

Тулуз-Лотрек Женщина за туалетом
Женщина за туалетом, 1889, Музей д'Орсе, Париж
Тулуз-Лотрек Портрет Онорины Плетцер
Женщина с перчатками (Онорина Плетцер), 1891, Музей д'Орсе
Тулуз-Лотрек Обучение танцу
Обучение танцу в Мулен Руж, 1890, Музей искусств Филадельфии
Тулуз-Лотрек Чтение газеты
Чтение газеты в саду или Дезире Дио, Музей Тулуз-Лотрека, Альби
Тулуз-Лотрек Начало кадрили
Начало кадрили в Мулен Руж, 1892, Национальная галерея, Вашингтон
Тулуз-Лотрек Цыганка
Афиша Цыганка де Ришепен (Гитана), 1893, Музей Альби

После перелома ног и болезни искусство стало для юноши единственным прибежищем. Тулуз-Лотрек учился у художников академической ориентации Леона Жозефа Флорентина Бонна (1882) и Ф. Кормона (с 1883) и работал в Париже; испытал влияние Эдгара Дега и японской гравюры. Основная тема творчества художника – развлечения и быт парижских богемы и “дна”, которые он воссоздает без морализирования, но с присущей ему болезненной остротой наблюдения.

В картинах Анри де Тулуз-Лотрека довольно часто заметна едкая ирония, в этих работах художник искусно передавал гротескную динамику как бы случайно выхваченных из потока жизни мизансцен, характерность поз и жестов (“Цирк Фернандо. Наездница”, 1888, Институт искусства, Чикаго; “Танец в Мулен Руж”, 1890, частное собрание, Филадельфия; “Певица Ивет Гильбер”, 1894, Музей изобразительных искусств, Москва).

Тулуз-Лотрек Эмиль Бернард
Портрет Эмиля Бернарда, друга Тулуз-Лотрека, 1886
Графиня Адель де Тулуз-Лотрек
Графиня Адель де Тулуз-Лотрек в библиотеке замка Мелрум, 1887
Тулуз-Лотрек Мулен Галетт
В Мулен де ла Галетт, 1889, Институт искусств, Чикаго
Тулуз-Лотрек Марселла Лендер танцует болеро
Марселла Лендер танцует болеро, Национальная галерея, Вашингтон
Тулуз-Лотрек В Мулен Руж
В Мулен Руж с друзьями, 1892-1895, Институт искусств Чикаго
Тулуз-Лотрек Афиша Кабаре
Афиша Кабаре Японский диван, 1893, Музей Тулуз-Лотрека, Альби

У Тулуз-Лотрека есть излюбленные персонажи: певцы, танцовщики, отмеченные яркой индивидуальностью и талантом. Знаменитая Ля Гулю – “Танец в Мулен-Руж” (1890, частная коллекция, Филадельфия); “Ля Гулю, входящая в Мулен-Руж” (1892, Музей современного искусства, Нью-Йорк); звезда Монмартра, певица Иветт Гильбер с характерным лицом, тонким носом, худыми руками в черных перчатках – “Иветт Гильбер поет английскую песенку” (1894, Музей изобразительных искусств, Москва).

Сугубо индивидуальной манере Анри де Тулуз-Лотрека свойственны обобщенный, гибкий и ломкий рисунок, длинные вибрирующие мазки, холодная гамма, оттененная крупными, яркими красочными пятнами. Великолепное мастерство рисовальщика Тулуз-Лотрека особенно ярко проявилось в литографированных театральных афишах с их графически-острым лаконизмом, декоративной броскостью цвета, причудливо-гибким рисунком (“Аристид Брюан в своем кабаре”, 1892; “Жанна Авриль”, 1893).

Тулуз-Лотрек В салоне
В салоне на улице де Мулен, 1894-1895, Музей Альби
Тулуз-Лотрек Жанна Венц
В Ла Бастиль (Жанна Венц), 1888, Национальная галерея, Вашингтон
Тулуз-Лотрек Ла Гулю с подругами
Ла Гулю с подругами, 1892, Музей современного искусства, Нью-Йорк
Тулуз-Лотрек Модель художника Элен Вари в студии
Модель Элен Вари в мастерской художника, 1889 год
Тулуз-Лотрек Девушка в корсете
Девушка в корсете, 1896, Музей Августинцев, Тулуза
Тулуз-Лотрек Жанна Авриль
Жанна Авриль, 1893, Собрание Ставроса Ниарчоса
John William Waterhouse