Товит, подозревающий Анну в воровстве
Живопись эпохи барокко
Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Товит, подозревающий Анну в воровстве козленка». Размер картины 39,5 x 30 см, холст, масло.
Товит (евр. "Бог есть благо") – иудей из колена Нефеалимова; он отличался праведностью в своей родной стране и не оставил благочестивого образа жизни также и в плену, в Ниневии.
За свои благодеяния бедствующим единоплеменникам Товит подвергся преследованиям ассирийских властей и пережил целый ряд испытаний, которые закончились для него и его потомства полным благословением
Божьим. История жизни праведника Товита подробно изложена в «Книге Товита», принадлежащей к числу неканонических книг Ветхого Завета. Когда и кем написана эта книга – неизвестно; в еврейском тексте библии ее нет.
Происхождение «Книги Товита» относят к двум последним векам до нашей эры.
Рембрандт родился за три года до заключения испано-нидерландского перемирия и основания Амстердамского национального банка 15 июля 1606 года. Рембрандт, сын перешедшего к кальвинизму владельца мельницы Хармена Герритзона фом Альтен Рейн цу Лейден (ван Рейн – простонародное прозвище отца) и его жены Неелтье Виллемсдохтер ван Суйтбрёк, восьмой из девяти (двое из них рано умерли) детей этой супружеской пары; старшие братья Рембрандта стали мельником, сапожником и пекарем.
Рембрандт был типичным отпрыском активных нижних слоев среднего сословия, хотя его мать, дочь лейденского пекаря, происходила из уважаемого патрицианского католического дома. Младшего, вероятно самого одарённого сына родители решили не отдавать учиться ремеслу, а отослали семилетнего мальчика в латинскую школу; здесь, кроме латыни и классической литературы, прививалась «подлинная религия» кальвинизма. Через семь лет Рембрандт поступает в качестве studiosus litterarum в прославленный, пользующийся европейским признанием университет родного города Лейдена, города, который был одновременно европейским центром текстильной промышленнности.
Пробыв в университете около года, Рембрандт по собственному желанию становится учеником лейденского живописца Якоба ван Сваненбурха, который пишет фантастические сцены ада в стиле Босха и Питера Брейгеля Младшего. Через три года Рембрандт переходит к известному амстердамскому историческому живописцу Питеру Ластману, а полгода спустя открывает в Лейдене свою собственную мастерскую, работая в тесном сотрудничестве с Яном Ливенсом (короткое ученичество у Яна Пинаса – сомнительно, хотя и не полностью исключается).