Валаамова ослица
Живопись эпохи барокко
Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Валаамова ослица». Размер картины 63 x 46,5 см, холст, масло.
Валаамовой ослицей в библейских текстах называется внезапно заговорившая ослица прорицателя Валаама. Основное повествование про Валаама и ослицу излагается в книге Чисел (22-24).
Валак, царь Моава, пригласил пророка Валаама, чтобы тот с помощью магических ритуалов проклял израильтян, прибывших в его земли после Исхода из Египта.
Бог является Валааму и запрещает ему проклятия. Однако царь Валак предлагает еще более выгодные условия, и Валаам пускается в путь.
По пути в земли царя Валака валаамова ослица увидела ангела Яхве, который был невидим для людей, и обрела дар речи.
Валаам прибыл к царю Валаку, однако помимо воли пророка, его уста не прокляли, а благословили израильский народ.
Особое значение в творчестве голландского художника представляет собой художественное стремление Рембрандта ван Рейна придавать каждому жанру, каждой отдельной картине определённый «sensus allegoricus», определённую скрытую символику, которую в 17 веке художники «вкладывали в мимику, жест, выражение, а мастера 16 столетия передавали символами» (Ганс Кауфманн). Насколько с этим стремлением тайно связан реализм Рембрандта в большинстве случаев можно только предполагать. То, что придаёт историко-аллегорическим работам Рембрандта их единственную в своём роде многозначность, независимо от их неразрывной связи с текстом, художественной традицией и современностью, не является недостатком, а скорее, невероятным богатством символизирующей силы.
Благодаря этому Рембрандт внимательно прослеживает происходящее, полностью живёт создаваемой картиной и возвышает изображаемое в своих полотнах в процессе поэтического обобщения до широты и глубины всеобъемлющей исповеди, до вершины безграничной духовной веры, до «глубоко личного монолога о самом себе» (Ян Бялостоцки).