Автопортрет Питера Пауля Рубенса
Живопись эпохи барокко
Автопортрет фламандского живописца Питера Пауля Рубенса. Размер портрета 101 х 74 см, холст, масло.
В начале 17 века во фламандском искусстве были окончательно преодолены средневековые религиозные
формы и жанры. Распространялись светские сюжеты и жанры: исторический и аллегорический, мифологический,
портретный и бытовой жанр, пейзаж. Вслед за маньеризмом из Италии во Фландрию проникли академизм болонской школы и
караваджизм. На основе скрещивания реалистической традиции старонидерландской школы живописи и течения караваджизма развивалось реалистическое направление, достиг расцвета монументальный стиль барокко.
Крупнейшим художественным центром Фландрии со второй половины 16 столетия стал фламандский город Антверпен, сохранявший значение крупного европейского денежного рынка.
В автопортрете Питера Пауля Рубенса – поворот головы, чуть надменный, но благосклонный
взор, широкополая шляпа, непринужденная элегантная осанка – все способствует раскрытию идеала человека широкого
кругозора, занимающего видное положение, одаренного, умного, уверенного в своих силах.
Знаменитый фламандский живописец Питер Пауль Рубенс происходил из старинной семьи антверпенских граждан; его отец Ян Рубенс, бывший в эпоху правления герцога Альбы старшиной города Антверпена, за свою приверженность к реформации попал в проскрипционные списки и был вынужден бежать за границу. Сначала Ян Рубенс поселился в Кёльне, где вошел в близкие отношения к Анне Саксонской, супруге Вильгельма Молчаливого; эти отношения вскоре перешли в любовную связь, которая была открыта. Яна посадили в тюрьму, откуда он был выпущен лишь после долгих просьб и настояний своей жены, Марии Пейпелинкс. Местом ссылки Рубенсу был назначен небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген, в котором он и провел со своей семьею 1573–1578 годы, и где, вероятно, 29 июня 1577 года родился будущий великий живописец.
Детство Питера Рубенса протекло сначала в Зигене, а потом в Кёльне, и лишь в 1587 году, после смерти Яна Рубенса, его семья получила возможность возвратиться на родину, в Антверпен. Общее образование Рубенс получил в иезуитском колледже, после чего служил пажом у графини Лалэнг. Занятиям живописью Рубенс стал предаваться очень рано. Его учителями в изобразительном искусстве были Тобиас Верхахт, Адам ван Ноорт и Отто ван Веениус, работавшие под влиянием итальянского Возрождения и сумевшие, особенно последний, вселить в молодого художника любовь ко всему античному. В 1598 году Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию святого Луки, а в 1600 году, по установившемуся издавна обычаю нидерландских живописцев, отправился заканчивать свое художественное образование в Италию.
В 1601 году Рубенс состоял при дворе мантуанского герцога Винченцо Гонзаги, у которого и оставался на службе в течение всего своего пребывания в Италии. По поручению герцога, Рубенс посетил Рим и изучал там итальянских мастеров, после чего, прожив некоторое время в Мантуе, был послан с дипломатическим поручением в Испанию. Судя по копиям, сделанным Рубенсом с картин Тициана, Тинторетто, Корреджо, Леонардо да Винчи и других художников, можно предполагать, что в эту пору Рубенс побывал во всех наиболее важных художественных центрах Италии, с целью изучения произведений итальянской живописи эпохи Возрождения. В итальянский период своей деятельности Питер Пауль Рубенс, по-видимому, не стремился к самостоятельному творчеству, а лишь проходил серьезную подготовительную школу, копируя те из картин, которые ему наиболее нравились. В это время Рубенсом было исполнено лишь небольшое число самостоятельных работ, из коих следует назвать картины: «Крещение», «Увенчание терновым венцом», «Воздвижение Креста», «Распятие», «Преображение», «Двенадцать апостолов», «Гераклит», «Демокрит», «Герцог Лерма», «Святая Троица», «Святой Григорий», три картины, изображающие Пресвятую Деву Марию, с предстоящими ей святыми, и некоторые другие картины.