Женщина, занятая весами
Jan Vermeer van Delft. Ян Вермеер Делфтский, все картины ►
Живопись эпохи барокко
Картина голландского художника Яна Вермеера Делфтского «Женщина, занятая весами». Размер картины 42,5 x 38 см, холст, масло.
Эта работа нидерландского мастера известна также под названием «Оценка меры».
В своей картине живописец Вермеер изобразил молодую женщину в полутемной комнате, стоящую у края стола. Она смотрит на чашки весов, которые держит в правой руке, левой опираясь на столешницу.
На столе стоят три шкатулки – одна – от весов, шкатулка побольше – для денег, одна серебряная и три золотых монеты лежат на столе, и самая большая шкатулка приоткрыта, на её крышке покоятся жемчужное ожерелье и массивная золотая цепь. Нить жемчуга с желтыми завязками также лежит на столе.
Все вместе – жемчуг, деньги, золото – олицетворяют достаток и некоторое тщеславие, суетные радости жизни. В левой части картины расположено окно, закрытое желтым занавесом, таким же, как и в картине «Девушка, примеряющая ожерелье», и зеркало. Зеркало появляется только четыре раза в картинах Вермеера. Иконография зеркал в западной живописи довольна противоречива, но большинство исследователей склоняется к тому, что оно означает самопознание и отражение правды. Все эти детали важны для понимания основной идеи картины. Чаши весов в руках женщины пусты. Она не взвешивает ни жемчуг и золото, ни собственные грехи в ожидании Страшного суда. Она устанавливает равновесие между радостями жизни и требованиями церкви. И зеркало отражает эту правду.
Считается, что для картины позировала жена Вермеера, Катарина Болнес. Она же была моделью для других его полотен: «Девушка с письмом у открытого окна» и «Дама в голубом, читающая письмо». У нее правильные красивые черты лица, большие глаза, прямой нос. Во время создания картины Катарине, которая была на год старше своего мужа, было 32, что соответствует возрасту изображенной женщины. Композиция картины необыкновенно удачна. Сочетание строгих вертикальных и горизонтальный поверхностей смягчено складками тканей, центр картины – рука женщины – является не только геометрическим, но и логическим центром. Направление диагоналей – рамы картины и плиток пола – тоже сходятся в этом месте. Расположение предметов подчинено смысловому содержанию и отражает настроение, но совершенно естественно по своей природе. Сочетание света и объемов предметов создает сбалансированную, но динамичную композицию картины.