Брак Жорж
Творчество и биография
Брак Жорж (Braque Georges) (1882–1963), французский живописец, график, скульптор, сценограф, один из основателей кубизма, автор многих декоративно-изящных композиций. Родился Жорж Брак 13 мая 1882 в Аржантей-сюр-Сен в семье маляра. Учился в гаврской Школе изящных искусств (1897-1899), затем в Париже в академии Эмбера и в Школе изящных искусств (1902-190З). В академии Эмбера Брак познакомился с Мари Лорансен и Франсисом Пикабиа. Серьезное увлечение искусством модернистов произошло в 1905 году, когда он заинтересовался фовизмом. В то время он находился под влиянием Сезанна.
В 1907 году состоялось знакомство Брака с Пикассо. В последующие годы в тесном сотрудничестве двух художников был выработан новый метод, положивший начало направлению кубизма. В работе «Обнаженная» (1907–1908, Париж) художник Жорж Брак продемонстрировал аналитическую фазу движения с острым ощущением структуры, аккуратным методом разбивания на объекты. В 1909-1911 годах, в период «аналитического кубизма», колорит Брака ограничен узкой гаммой глухих тонов, натурные формы рассекаются на мелкие призматические грани, образующие подвижную кристаллическую структуру («Скрипка и палитра», 1910, Нью-Йорк, Музей С. Гугенхейма; «Португалец», 1911, Базель, Художественный музей).
В композиции следующей, «синтетической» фазы кубизма художник включает графические знаки (цифры, типографические буквы, ноты, отрывочные надписи) и коллаж (наклейки газетных обрывков, рекламных объявлений, обоев и клеенки с имитацией различных текстур). Предметы расщепляются на отдельные качества: цвет, рисунок, фактура отслаиваются от изобразительной формы, обретая автономность. Визуальные знаки разных регистров зрительно перестраиваются, вступают в сложную игру пластических отношений и мгновенных образно-смысловых комбинаций («Бокал, скрипка и нотная тетрадь», 1913, Кельн, Музей Людвига; «Стол музыканта», 1913, Базель, Художественный музей; «Гитарист», 1914, Париж, Национальный музей современного искусства).
После Первой Мировой войны, во время которой Брак получил ранение в голову, он ушел от раннего угловатого кубизма. Далее в своем творчестве Жорж Брак стал развивать более привлекательный криволинейный стиль, особенно часто изображая спокойную жизнь. Его колорит высветляется, строится на тонких градациях охристых, голубых, серых, оливковых, терракотовых оттенков. Вещи, очерченные округлыми, упруго изогнутыми контурами, располагаются по параллельным тесно сближенным планам, резкая тень делит объемы предметов пополам («Круглый стол», 1922, Нью-Йорк, Музей Метрополитен; «Буфет», 1920, Базель, Галерея Бейелера). Планы колеблются в диапазоне малой глубины, поверхности колышутся, возбуждая почти тактильное ощущение пространственных интервалов. Картины Брака демонстрируют сдержанность, тонкость в замысле и цвете, например, работа «Список».
Картина Жоржа Брака "Кларнет и бутылка рома на камине".
Буквы и линии, треугольники и четырехугольники разбросаны по поверхности холста
как будто в беспорядке, и композиция кажется на первый взгляд абстрактной. На
самом деле. картина была тщательно продумана. Она представляет камин, на котором
разместились кларнет и бутылка рома. Страница нот приколота булавкой к стене.
Брак не столько воссоздает иллюзию реального пространства на плоской поверхности
холста, пользуясь средствами перспективы и светотени, сколько вызывает
представление об объеме и глубине, показывая все грани предмета одновременно.
Написанные приглушенными оттенками коричневого и серого плоские грани
соединяются друг с другом, создавая кубистический образ. Этот новаторский способ
изображения реального мира был изобретен Браком и Пикассо в первом десятилетии
XX века. Впервые за пять столетий эти художники радикально изменили восприятие
искусства. В 1949–1956 годах Брак создал цикл из восьми больших полотен
«Мастерские», ставший вершиной его творчества. Натюрморты с атрибутами искусств,
размещенные в обширных пространствах, наделены свойствами монументальности.
Туго переплетенные формы, вязкие землистые тона пронзаются изображением белой птицы, символа творческого полета («Мастерская II», 1949, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфален). В живописи и графике 1950–х годов образ летящей птицы развивается в самостоятельную тему (роспись плафона в зале этрусков Лувра, 1953; «Расправив крылья», 1956-1961, Париж, Национальный музей современного искусства). В 1950–х годах Брак исполнил ряд декоративных работ: занимался церковными витражами, оформил потолок в этрусском зале Лувра. В поздних пейзажах Брака, предельно лаконичных, пустынность равнин и морских побережий Нормандии подчеркивается мотивом заброшенной лодки или забытого на осеннем поле плуга («Большой плуг», 1960, Париж, Галерея Мэг; «Лодка», 1960, частное собрание). Начиная с кубизма, искусство перестало быть простой имитацией окружающего нас мира. Брак создал много рисунков, гравюр и скульптурных произведений, но главное место в его творчестве занимала живопись. Брак вошел в историю искусства 20 века как один из основоположников кубизма и как продолжатель классической традиции ясной, гармонично уравновешенной формы. Умер Брак в Париже 31 августа 1963 года. Могила Жоржа Брака находится на кладбище Варенжвиль-сюр-Мер. Картины Брака представлены в лучших музеях Европы и США.