Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Карпо Жан Батист
Скульптуры и биография

Карпо Жан Батист (Carpeaux Jean Baptiste) (1827–1875), французский скульптор, живописец и график. Жан Батист Карпо родился в Валансьенне 14 мая 1827 года, в семье бедного валансьенского каменщика. Вначале Карпо учился у известного скульптора-романтика Франсуа Рюда, а затем в Школе изящных искусств в Париже. Учителями и наставниками Карпо были Абель де Пюжоль, Франсиск Жозеф Дюре и Пьер Жан Давид д'Анже.

Карпо Уголино и его дети
Уголино и его дети
1857-1860, Музей Лувр, Париж
Карпо Крестьянская девушка
Крестьянская девушка
1870
Карпо Неаполитанский рыбачок
Неаполитанский рыбачок
1857

В 1854 году Карпо за успехи в области искусства, в частности за скульптурную группу "Гектор вверяет своего сына, Астианакса, покровительству отца богов" был премирован поездкой в Италию, где создал первую скульптурную группу "Уголино и его дети" (1857–1860). Эта композиция Карпо, представленная в Парижском Салоне 1863 года, была создана на сюжет одной из сцен "Ада" знаменитой "Божественной комедии" Данте и вызвала жестокую критику своей необычностью в пластической трактовке формы, передаче движения, а также своей трагичностью.

Однако критика не смогла заставить мастера отказаться от поисков в области пластики, хотя последующие его произведения были проникнуты радостным мироощущением, отличались изящной декоративностью, восходящей к искусству рококо. С 1854 по 1861 год художник Жан Батист Карпо прожил в Италии, где изучал искусство Возрождения и античности.

Карпо Флора
Флора
1875
Карпо Гений танца
Гений танца
1871
Карпо Танец
Танец, копия,
Гранд Опера,
Париж

Одна из лучших работ Карпо – композиция "Танец", исполненная для фасада Парижской оперы, построенной по проекту Жана Луи Шарля Гарнье. Эта работа понравилась архитектору, но вызвала резкую критику со стороны прессы, требовавшей замены композиции произведениями академических скульпторов. Война 1870 года и последовавшие за ней события спасли произведение Жана Карпо. Позднее его заменили копией, а подлинник поместили в Лувре. Карпо был одним из ведущих скульпторов Второй Империи; в своих портретах он запечатлел образы типичных представителей общества этой эпохи.

В таких работах, как горельеф "Триумф Флоры" (Париж, Тюильри), павильон Флоры, "Девочка-рыбачка" (1871, Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина, Москва), "Портрет Шарля Гарнье (1869, Музей Лувр, Париж), а также фонтан "Четыре части света" (Париж, Люксембургский сад), скульптору прекрасно удалось передать дух времени. Свобода движений, открытые формы и смелая игра плоскостей, которая используется для создания светотеневых контрастов, являются характерными чертами его оригинального и неакадемического стиля.

По своему направлению Карпо был крайний реалист; но подражание формам действительности, чуждое всякой идеализации, соединялось в его произведениях с глубиной экспрессии и сильной передачей движения. Замечательнейшими из этих произведений надо признать, сверх вышеупомянутых, являются статуи молодой девушки с раковиной и раненого Амура, бюсты императорского принца, принцессы Матильды, Александра Дюма, архитектора Шарля Гарнье, Жан-Леона Жерома и некоторых других исторических деятелей и представителей знати. Скончался Жан Карпо 11 октября 1875 года в Курбевуа (ныне О-де-Сен).