Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Дюшан Марсель
Творчество и биография

Дюшан Марсель (Duchamp Marcel) (1887-1968), французский и американский художник и теоретик искусства. Жил и работал во Франции, с 1914 – в США. Через кубизм и футуризм Дюшан пришел к произведениям, которые стали сенсационными ранними вехами концептуального искусства, представив в 1910–е годы готовые бытовые объекты, например, сушилку для бутылок или писсуар.

В 1915-1923 годах Дюшан создал знаменитый ассамбляж «Большое Стекло» (или «Невеста, раздетая догола ее холостяками»), где на первый план выходит сама художественная мысль, концепция, которая доминирует над материалом, предстающая в нарочито вульгарной или абсурдной форме. Со временем Дюшан пришел к отказу от конкретных, осязаемых произведений и занялся в основном игрой в шахматы, иногда создавая отдельные вариации на темы своих ранних концептов. Наиболее известное полотно Марселя Дюшана «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» (1912, частное собрание).

Произведение Дюшана Марселя "Фонтан".
Это произведение является точной копией писсуара, приобретенного художником в 1917 году в магазине сантехники в Нью-Йорке. Дюшан просто расписался на нем, поставив свой псевдоним Murr, и представил в качестве экспоната на выставке. Переместив самый банальный предмет из его привычного контекста в иной, абсолютно чуждый ему, Дюшан превратил его в факт искусства. Совершив этот акт, художник впервые определил концепцию "готовых" ("реди-мейд") или "найденных" объектов (found). Впоследствии эта идея неоднократно использовалась в работе художников различных творческих направлений.

Отстаивая свое произведение в 1917 году, Дюшан бросал вызов устоявшимся представлениям о природе искусства. Дюшан утверждал, что не имеет значения, кто создал произведение: некий господин N или кто-то другой, – поскольку это ничего не меняет в анонимных свойствах предмета. Концепция и отбор – вот критерии, царившие в эстетике Дюшана.

Ассамбляж (франц. assemblage; от assembler – собирать), художественный объект – рельефный или трехмерно-скульптурный, составленный из реальных предметов и их фрагментов. Такие гротескно-абсурдные «реальные натюрморты», радикально меняющие привычные смыслы вещей, более всего характерны для дадаизма и поп-арта.

Dominique Ingres