Пикабия Франсуа
Творчество и биография
Пикабия Франсуа (Picabia Francois) (1879-1953), французский художник, в 1909 году одним из первых пришел к абстрактному искусству. Особую известность завоевал как один из лидеров дадаизма, создавая, в частности, картины и графику с образами странных машин, наделенных конкретными человеческими, сексуальными функциями.
Франсуа Пикабия являлся сторонником французского объединения «Абстракция-творчество», более умеренного, чем объединение немецких художников-экспрессионистов «Синий всадник» во главе Кандинским. Деятельность членов французского объединения «Абстракция-творчество» («Abstraction-creation») способствовала переходу абстрактного искусства от философских утопий к более созерцательным и лирическим образам. В 1920–е годы Пикабия перешел к более традиционной, отчасти салонной манере живописи.
Наиболее известная картина Франсуа Пикабия «Гера» (1929, масло, картон, частная коллекция). Абстрактное искусство (беспредметное искусство, абстракционизм, нефигуративное искусство, примитивизм), совокупность направлений в изобразительном искусстве 20 века, заменивших непосредственное воспроизведение натуры живописно-пластическими знаками и символами либо «чистой» игрой художественных форм.
«Чистую» абстракцию следует, впрочем, воспринимать условно, поскольку даже в самых отвлеченных от конкретной натуры образах всегда можно угадать определенные предметно-фигурные мотивы и прототипы – натюрмортные, пейзажные, батальные, эротические, религиозные, архитектурные и т.д.
Картина Франсуа Пикабиа «Парад любви».
В этом механизме нет ничего эротического, но название картины дразнит наше воображение. В контексте творчества Пикабиа эта машина секса – фантастическое приспособление, столь же абсурдное, сколь и сложносочиненное, – представляет собой пародийный образ всякой человеческой деятельности вообще, метафору ее громоздкой бессмысленности. Одна из возможных интерпретаций этого произведения – механизм, подражающий шуму монотонно-ритмичного любовного акта.
Пикабиа был одним из лидеров нонконформистского художественного течения дада, программой которого было создание антиискусства, строившегося на иррациональном
юморе, игровой двусмысленности образов. Вместе с Марселем Дюшаном Пикабиа инициировал создание дадаистской группировки в США, а вместе с Тристаном Тзара впервые объявил о возникновении дадаизма в Париже (1915 и 1920).
Позже Пикабиа примкнул к сюрреализму и в 1920-1930–е годы создал в его стилистике примечательную серию коллажей.