Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Прюдон Пьер Поль
Картины и биография

Прюдон Пьер Поль (Prudon Pierre Paul) (1758-1823), французский живописец и рисовальщик. Учился у Ф. Девожа в Дижоне (с 1774 года) и в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (до 1783 года); работал в Париже. В 1784-1789 годах посетил Италию, испытал влияние живописи Леонардо да Винчи и Корреджо, также на  молодого художника огромное впечатление произвели работы скульптора Антонио Кановы.

Прюдон Невинность предпочитающая Любовь Изобилию
Невинность, предпочитающая Любовь Изобилию,
1804, Эрмитаж, Петербург
Прюдон Портрет императрицы Жозефины
Портрет императрицы Жозефины,
1805, Музей Лувр, Париж

В картинах и панно Пьера Поля Прюдона черты позднего классицизма сочетаются с унаследованными от французского искусства XVIII века интимностью, грацией и живописной мягкостью. Ряд картин французского художника, проникнутых эмоциональной экзальтацией (не лишенной иногда несколько манерной сентиментальности), предвосхищает настроения, свойственные живописи романтизма ("Правосудие и Возмездие, преследующие Преступление", 1808, Лувр, Париж; портрет четы Антони, 1796, Музей изящных искусств, Дижон).

Пьер Прюдон, десятый сын каменотеса из Бургундии, добавил себе второе имя, как бы в напоминание о Рубенсе, и изменил написание фамилии (Prud'hon вместо Prudon), чтобы его считали знатным землевладельцем. Прюдон провел жизнь в неослабном самоусовершенствовании. В 1784 году, получив римскую стипендию, Пьер Поль Прюдон посетил также и Парму.

Прюдон Рутгер Шиммельпеннинк с семьей
Рутгер Шиммельпеннинк с семьей,
1802, Рейксмузеум, Амстердам
Прюдон Правосудие и Возмездие преследующие Преступление
Правосудие и Возмездие,
преследующие Преступление, 1808

В Париж художник привез по-корреджевски мягкую манеру, мало подходившую к суровой художественной атмосфере, воплощенной в давидовской картине "Клятва Горациев". Прюдон специализировался на сентиментальных декоративных мотивах, часто с мифологическими персонажами-гермафродитами. В более поздний период он был известен связью со своей ученицей, легкомысленной Констанс Майер, которой он постоянно передавал свои рисунки с теми же мотивами. Картины Прюдона написаны в мягкой, изящной манере и отличаются тонкостью передачи настроения, хотя не всегда безупречны по технике исполнения. Среди его произведений: "Любовь, соблазняющая Невинность" (Париж, Лувр), "Правосудие и Божественное Возмездие преследующие Преступление", "Похищение Психеи" (обе 1808, там же) и "Сон Психеи" (Шантийи, музей Конде).

Прюдон был не только замечательным рисовальщиком (его многочисленные рисунки, выполненные мелом на цветной бумаге, хранятся в музее Конде в Шантийи и в Лувре), но также одним из лучших портретистов своего времени. Его наиболее известные работы в этом жанре – портреты Мари Маргерит Ланье, императрицы Марии Луизы (1811) и мадам Жарр (1821) из Лувра, мадам Антони с детьми (1796) из Лионского музея и барона Дени (1822). В рамках неоклассицизма живопись Прюдона тяготеет к лирическому началу, в противовес героическому стилю Жака Луи Давида. В дальнейшем, встретив поддержку у обеих жен Наполеона, Прюдон стал соперником Жака Луи Давида и прославился своими портретами романтических таинственных женщин.

Картина Пьера Поля Прюдона "Портрет императрицы Жозефины".
Прекрасная задумчивая женщина расположилась на отдых, расстелив красную шаль на скалистой поляне. Погруженная в глубокую задумчивость, она смотрит в сторону, а тонкий рукав ее ампирного платья соскользнул с плеча. В первом браке жена виконта, казненного во время французской революции, Жозефина в 1796 году выходит замуж за Наполеона. Омраченная изменами, их связь была страстной и непредсказуемой. Жозефина не могла родить Наполеону сына, поэтому в 1810 голу их брак был объявлен недействительным. Наполеон заказал этот портрет вскоре после своего провозглашения императором. Художнику стала покровительствовать императрица Жозефина; в 1805 Прюдон написал ее портрет (сейчас находится в Лувре). На полотне "Императрица Жозефина" 1805 года мы видим Жозефину в грустной задумчивости в парке Мальмезон, вскоре после коронации ("Коронация императрицы Жозефины"). Императрица, представленная здесь, уже не имела уверенности в своем будущем; ее портрет – классическое выражение меланхолии. Возможно, чувство, переданное здесь Прюдоном, объясняется его собственным неудачным браком. Парадоксально, что этот певец любви и невинности снискал славу аллегорией "Справедливость и Божественное Возмездие преследуют Преступление", написанной для Дворца юстиции. Зрители более поздних времен воспринимали эту картину с иронией, после того, как она стала узнаваемым фоном в сценах судебных заседаний, представленных Оноре Домье. Умер Прюдон в Париже 14 февраля 1823 года.