Прюдон Пьер Поль
Картины и биография
Прюдон Пьер Поль (Prudon Pierre Paul) (1758-1823), французский живописец и рисовальщик. Учился у Ф. Девожа в Дижоне (с 1774 года) и в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (до 1783 года); работал в Париже. В 1784-1789 годах посетил Италию, испытал влияние живописи Леонардо да Винчи и Корреджо, также на молодого художника огромное впечатление произвели работы скульптора Антонио Кановы.
В картинах и панно Пьера Поля Прюдона черты позднего классицизма сочетаются с унаследованными от французского искусства XVIII века интимностью, грацией и живописной мягкостью. Ряд картин французского художника, проникнутых эмоциональной экзальтацией (не лишенной иногда несколько манерной сентиментальности), предвосхищает настроения, свойственные живописи романтизма ("Правосудие и Возмездие, преследующие Преступление", 1808, Лувр, Париж; портрет четы Антони, 1796, Музей изящных искусств, Дижон).
Пьер Прюдон, десятый сын каменотеса из Бургундии, добавил себе второе имя, как бы в напоминание о Рубенсе, и изменил написание фамилии (Prud'hon вместо Prudon), чтобы его считали знатным землевладельцем. Прюдон провел жизнь в неослабном самоусовершенствовании. В 1784 году, получив римскую стипендию, Пьер Поль Прюдон посетил также и Парму.
В Париж художник привез по-корреджевски мягкую манеру, мало подходившую к суровой художественной атмосфере, воплощенной в давидовской картине "Клятва Горациев". Прюдон специализировался на сентиментальных декоративных мотивах, часто с мифологическими персонажами-гермафродитами. В более поздний период он был известен связью со своей ученицей, легкомысленной Констанс Майер, которой он постоянно передавал свои рисунки с теми же мотивами. Картины Прюдона написаны в мягкой, изящной манере и отличаются тонкостью передачи настроения, хотя не всегда безупречны по технике исполнения. Среди его произведений: "Любовь, соблазняющая Невинность" (Париж, Лувр), "Правосудие и Божественное Возмездие преследующие Преступление", "Похищение Психеи" (обе 1808, там же) и "Сон Психеи" (Шантийи, музей Конде).
Прюдон был не только замечательным рисовальщиком (его многочисленные рисунки, выполненные мелом на цветной бумаге, хранятся в музее Конде в Шантийи и в Лувре), но также одним из лучших портретистов своего времени. Его наиболее известные работы в этом жанре – портреты Мари Маргерит Ланье, императрицы Марии Луизы (1811) и мадам Жарр (1821) из Лувра, мадам Антони с детьми (1796) из Лионского музея и барона Дени (1822). В рамках неоклассицизма живопись Прюдона тяготеет к лирическому началу, в противовес героическому стилю Жака Луи Давида. В дальнейшем, встретив поддержку у обеих жен Наполеона, Прюдон стал соперником Жака Луи Давида и прославился своими портретами романтических таинственных женщин.
Картина Пьера Поля Прюдона "Портрет императрицы Жозефины".
Прекрасная задумчивая женщина расположилась на отдых, расстелив красную шаль на скалистой поляне. Погруженная в глубокую задумчивость, она смотрит в сторону, а тонкий рукав ее ампирного платья соскользнул с плеча. В первом браке жена виконта, казненного во время французской революции, Жозефина в 1796 году выходит замуж за Наполеона. Омраченная изменами, их связь была страстной и непредсказуемой. Жозефина не могла родить Наполеону сына, поэтому в 1810
голу их брак был объявлен недействительным. Наполеон заказал этот портрет вскоре после своего провозглашения императором.
Художнику стала покровительствовать императрица Жозефина; в 1805 Прюдон написал ее портрет (сейчас находится в Лувре).
На полотне "Императрица Жозефина" 1805 года мы видим Жозефину в грустной задумчивости в парке Мальмезон,
вскоре после коронации ("Коронация императрицы Жозефины"). Императрица, представленная здесь, уже не имела уверенности в своем
будущем; ее портрет – классическое выражение меланхолии. Возможно, чувство, переданное здесь Прюдоном, объясняется его собственным неудачным браком.
Парадоксально, что этот певец любви и невинности снискал славу аллегорией "Справедливость и Божественное Возмездие преследуют
Преступление", написанной для Дворца юстиции. Зрители более поздних времен воспринимали эту картину с иронией, после того, как
она стала узнаваемым фоном в сценах судебных заседаний, представленных Оноре Домье.
Умер Прюдон в Париже 14 февраля 1823 года.