Робер Юбер
Картины и биография
Робер Юбер (Robert Hubert) (1733–1808), французский живописец. Юбер Робер родился 22 мая 1733 года в столице Франции. Учился и работал в Париже; с 1754 года по 1765 жил в Италии, испытал влияние фантастико– романтичных ведут Джованни Баттиста Пиранези. В 1775 году Робер принимал участие в реконструкции парка в Версале, с 1784 года назначен хранителем Лувра.
Юбер Робер писал преимущественно античные руины, виды парков, в которых трактованный в духе эстетики классицизма идеал природы органично сочетается с руссоистскими идеями "естественного человека" ("Храм Юпитера в Риме", Лувр, Париж; "Пейзаж с обелиском", 1775, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
В то же время богатство фантазии, тонкость живописной манеры и передачи эффектов воздушной перспективы, изящные жанровые сценки, иногда размещаемые Робером на фоне величественной архитектуры ("Терраса в Марли", около 1783, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), вносят в произведения французского художника элементы рококо. Большим разочарованием для философа Дени Дидро стал живописец Юбер Робер, объявленный им в 1767 году новой надеждой французского искусства.
По мнению Дидро, при всей одаренности, художник Юбер Робер имел еще и чрезвычайно
развитый эстетический вкус, позволявший ему в изображениях античных развалин воссоздавать сам дух
места, царивший в нем некогда ритм жизни и мироощущение далекой эпохи.
Эта способность мастера делает его "Пон-дю-Гар" (Мост через Гap) незабываемым шедевром. Однако Дидро предъявлял обычные претензии: картине не хватает законченности.
В обзоре Салона 1781 года он укорял художника: "Послушайте, Робер, Вы делаете наброски уже много лет, не пора ли написать законченную
картину?". "Картиной", которую Робер закончил, стал сам Лувр.
В 1784 году по рекомендации графа д'Анживийе, директора королевских зданий и фактического руководителя музея, Юбер Робер был назначен ответственным за реорганизацию последнего. Он обладал способностью видеть весь круг практических проблем и наглядно показать возможные решения с помощью живописи. Робер изобразил и альтернативу – огромную галерею, превратившуюся в руины, – если ничего не будет предпринято. Его холсты привлекают не только красотой, но и вниманием к основной на то время двойной задаче – устройству верхнего освещения и ритмично выдержанного архитектурного пространства по всей длине Большой галереи. Он представил свет, струящийся с потолка, и огромную экспозицию почти такими, какими мы их видим сейчас. Шедевры, ставшие объектом и поводом для написания этой картины, рождали мысль о высоком предназначении самого здания и заставляли думать о его возможностях как будущего музея, полностью осуществленных только в XX веке. Скончался Юбер Робер в Париже 15 апреля 1808 года.