Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Сталь Никола
Творчество и биография

Никола де Сталь (Nicolas de Stael) (1914–1955), французский живописец русского происхождения, один из крупнейших мастеров послевоенного европейского искусства. Никола де Сталь родился 5 января 1914 года в Санкт-Петербурге в семье коменданта Петропавловской крепости, генерала русской армии, остзейского барона Владимира Шталь фон Гольштейна. После революции, в 1919 году семья была вынуждена эмигрировать. Вырос Никола де Сталь в культурной, многоязычной среде.

В 1932 году де Сталь поступил в Бельгийскую королевскую академию наук и искусств, открыл для себя творчество Рембрандта, Вермеера. Путешествовал по Европе, жил в Париже, Марокко, Алжире, Испании, Италии. В 1936 году в Брюсселе состоялась первая выставка его работ, близких к традициям византийской иконописи. В начале своей творческой карьеры де Сталь находился под сильным воздействием абстрактных произведений Жоржа Брака. Большинство ранних работ де Сталя представляли собой чистые абстракции. С обретением внутренней творческой независимости художник стал создавать работы, в которых поэтика абстрактных образов была тесно связана с мотивами, навеянными реальностью.

Последующие годы Никола де Сталь жил в Ницце, где познакомился с Жаном Арпом, Соней и Робером Делоне. Под их влиянием де Сталь обратился к абстрактному искусству и, уже пережив прежде влияние Сезанна, Матисса, Пикассо, Сутина, вполне самостоятельно синтезировал теперь выразительную нефигуративную манеру, параллельную поискам американского абстрактного экспрессионизма и французского ташизма. В 1943 он вернулся в Париж, где познакомился с Жоржем Браком, в 1944 выставлялся вместе с Василием Кандинским в галерее Жанны Бюше, на следующий год там состоялась его персональная экспозиция. Абстрактные композиции художника тех лет выстраиваются из мозаичных форм, вписанных в ячейки гибкой линейной решетки. В дальнейшем линеарная структура утяжеляется, ее геометрия ломается: жесткие "балочные" конструкции, обозначенные пересечениями густых мазков, разрываются и рушатся словно под давлением собственного веса ("Композиция", 1949, Париж, Национальный музей современного искусства; "Тяжкая жизнь", 1946, частное собрание).

Около 1949 года композиции де Сталя уподобляются массивной стене, выложенной из "планов-рельефов", нанесенных ножом или шпателем ("Праздничный день", 1949, Париж, частное собрание; "Композиция", 1950, Лондон, галерея Тейт; "Композиция", 1951, частное собрание). В картине "Крыши Парижа" (1952, Париж, Музей современного искусства) эта формальная система зрительно разрешается в определенную версию реальности (вид города с верхней точки). Под впечатлением от декупажей Матисса де Сталь обогатил свою палитру сверкающими красками ("Музыканты", 1953, Париж, Музей современного искусства; "Большая оранжевая обнаженная", 1953, Париж, частное собрание; "Коллаж на зеленом фоне", 1953, Париж, частное собрание). В пейзажах, написанных на юге Франции и в Сицилии, изображение медленно проступает сквозь монолитные блоки цветоформ ("Агридженто", 1953, Цюрих, Кунстхаус). В 1948 де Сталь подружился с живущим в Париже художником немецкого происхождения Джонни Фридлендером. В начале 1950–х годов  к де Сталю приходит известность в США и Великобритании, он иллюстрирует книги стихов Рене Шара (1951), Пьера Лекюира (1954). Его палитра светлеет, он частично возвращается к фигуративности. Творческий путь художника Никола де Сталь уместился в пятнадцать лет, при этом его творческое наследие составило свыше 1000 работ.

Картина Никола де Сталь "Красные бутылки".
Богатством фактуры и цвета фон сопоставим с изображением сосудов, словно плавающих в его драгоценной мерцающей субстанции. Есть что-то вневременное в этом натюрморте, исполненном совершенного покоя – в равновесии абстрактного и изобразительного мотивов. Художник словно управляет напряженным взаимодействием разных но интенсивности пятен красного, вибрирующих, взаимопроникающих сквозь стенки сосудов. Изысканная тональная гамма картин де Сталя – источник их лирического звучания. Излюбленными темами фигуративных композиций зрелого периода творчества де Сталя являются музыканты, атлеты, обнаженная натура и натюрморты. Вскоре после создания этого натюрморта в Антибе, в 1953 де Сталь переживает тяжелый нервный кризис и укрывается на юге Франции, где неожиданно кончает жизнь самоубийством, выбросившись из окна своей мастерской 16 марта 1955 года. После самоубийства художника его творчество, преодолевшее антиномию абстракции – фигуративности, получило широкое признание.