Кампен Робер
Картины и биография
Кампен Робер (Campin Robert) (1380–1444), нидерландский живописец. Работал в Турне. Личность Робера Кампена окутана тайной. Отождествлен историками искусства с так называемым Флемальским мастером (Master of Flemalle), автором целой группы картин. Будучи связан с традициями нидерландской миниатюры и скульптуры 14 века, Кампен первым среди соотечественников сделал шаги к художественным принципам Раннего Возрождения.
Произведения Робера Кампена (“Алтарь Верля”, 1438, Прадо, Мадрид; триптих “Благовещение”, Метрополитен-музей) более архаичны, чем работы его современника Яна ван Эйка, но выделяются демократической простотой образов, склонностью к бытовой интерпретации сюжетов. Изображения святых в его картинах помещены, как правило, в уютные городские интерьеры с любовно воспроизведенными деталями обстановки. Лиризм образов, нарядный колорит, основанный на контрастах мягких локальных тонов, сочетаются у Кампена с изощренной игрой как бы вырезанных в дереве складок одеяний.
Один из первых портретистов в европейской живописи (“Мужской портрет”, Картинная галерея, Берлин-Далем, парные портреты супругов, Национальная галерея, Лондон). Творчество Кампена повлияло на многих нидерландских живописцев, в том числе на его ученика Рогира ван дер Вейдена.
Картина Робера Кампена “Мадонна с младенцем”.
Несмотря на богатое и сложное, отороченное мехом одеяние Мадонны, она изображена
в домашней обстановке – кажется, что она только что положила книгу, чтобы
накормить младенца. Все детали изображены очень подробно; городской пейзаж,
видимый через окно, столь же ясен и точен, как и фигуры на первом плане, а
страницы книги, украшение на подоле платья Мадонны и тростниковый экран камина
старательно прописаны. Техническое мастерство художника и его изобретательность
позволяют сравнить Кампена с его современником Яном ван Эйком.