Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Госсарт Ян
Картины и биография

Госсарт Ян (Gossaert Jan) (около 1478–1480 – между 1533–1536), нидерландский живописец (Gossaert; прозвище – ван Мабюзе, van Mabuse, то есть из Мобёжа, ныне во Франции). Учился в Брюгге, работал в Антверпене, Утрехте, Мидделбурге и других городах. В 1508–1509 художник посетил Италию. В 1527 году Госсарт вместе с Лукасом ван Лейденом совершил путешествие по Фландрии.

Госсарт Метаморфоза Гермафродита и Салмакиды
Метаморфоза Гермафродита и
Салмакиды, 1520-е годы, Музей
Бойманс ван Бейнинген, Роттердам
Госсарт Адам и Ева
Адам и Ева, 1520,
Королевская коллекция, Виндзор
Госсарт Нептун и Амфитрита
Нептун и Амфитрита, 1516,
Картинная галерея, Берлин

Родоначальник романизма в нидерландской живописи 16 века, Госсарт стремился освоить достижения итальянского Возрождения в композиции, анатомии, перспективе: обращаясь к античным и библейским сюжетам, часто изображал обнаженные фигуры на фоне античной архитектуры или в природном окружении, переданным с типичной для нидерландского искусства тщательной и предметной детализацией (“Адам и Ева”, “Нептун и Амфитрита”, 1516, – оба в Картинной галерее, Берлин; “Даная”, 1527, Старая пинакотека, Мюнхен). Художественным традициям нидерландской школы наиболее близки портреты Яна Госсарта (диптих с изображением канцлера Жана Каронделе, 1517, Лувр, Париж).

Картина Госсарта Яна Мабюзе “Святой Лука, пишущий образ Мадонны”.
Святой Лука стоит за аналоем в церкви и рисует Мадонну с младенцем; его руку направляет ангел. Госсарт был одним из первых фламандских живописцев, посетивших Италию. Влияние этого путешествия ясно видно во вдохновленной Ренессансом архитектуре, в том, что свет имеет определенный источник (а именно, сияние, окружающее Мадонну), и в тяжелых, скульптурных объемах фигур.

Госсарт Святой Лука пишущий образ Мадонны
Святой Лука, пишущий
образ Мадонны, 1520–1525
Музей истории искусства, Вена
Госсарт Портрет знатного бургундца
Портрет знатного бургундца,
1528, Картинная галерея, Берлин
Госсарт Мужской портрет
Мужской портрет, 1520-е,
ГМИИ имени А.С. Пушкина, Москва

Тем не менее, традиция северной живописи чувствуется в характере драпировок, ложащихся складками совершенно на фламандский манер, в неловкости позы коленопреклоненного святого. Госсарт принадлежал к группе нидерландских художников, прозванных романистами, которые желали следовать идеалам Высокого итальянского Возрождения, но были скованы традиционным фламандским натурализмом и кропотливой техникой живописи. Хотя художник заимствовал позы и детали, дух классики ускользнул от него.