Хонтхорст Геррит
Картины и биография
Геррит ван Хонтхорст (Gerrit van Honthorst) (1590–1656) или Герард (прозвище Герардо делла Нотте, Gherardo della Notte, “Ночной Герард”), голландский живописец и рисовальщик. Учился в Утрехте у А. Блумарта, в 1610 или 1612–1620 годах работал в Италии, где испытал влияние Караваджо, затем – в Утрехте и Гааге.
Прекрасный мастер так называемого утрехтского караваджизма, Хонтхорст писал интимные жанровые сцены и трактованные в бытовом духе библейские композиции, построенные на эффектах искусственного ночного освещения и отличающиеся изысканным колоритом, мягкостью светотеневых контрастов (“Поклонение пастухов”, 1622, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кёльн; “Концерт”, 1624, Лувр, Париж; “Музыкант”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Картина Хонтхорста “Концерт”.
Музыкальные шалости и веселые шутки выплескиваются, льются через край этого
изображения лирического празднества. Увиденная как бы снизу, группа веселых женщин в
окне поет, аккомпанируя себе на лютнях. Красные пышные занавеси и яркое освещение сценки
подразумевают обстановку театрального представления, поддержанную богатством и
разноцветном тканей, и перьев в костюмах персонажей. Во время пребывания в Риме
в начале творческого пути Хонтхорст испытал влияние Караваджо, который в своих
картинах использовал сильное кьяроскуро с одним источником интенсивного света и глубокими тенями.
Сюжеты вроде "Концерта" были популярны у Караваджо и его последователей, и ночные сцены Хонтхорста так понравились в Италии, что он даже получил прозвище Герард (Ночной). По возвращенин в Утрехт художник способствовал становлению традиции такого живописного стиля, а во время поездок в Англию писал портреты Карла I и его жены, Генриетты Марии. Позднее его живопись вновь претерпела изменения, так как он стал следовать манере Антониса ван Дейка.