Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Французская архитектура середины 19 века

Середина 19 века ознаменована нарастанием демократического и пролетарского движения во Франции. Революционная волна 1830 года потрясла политическую систему государства. Еще большее этапное значение имели революция 1848 года, когда впервые на историческую арену вышел рабочий класс, как огромная самостоятельная сила, и, наконец, Парижская коммуна 1871 года, по определению Владимира Ленина, «величайший образец величайшего пролетарского движения 19 века».

Гарнье Казино в Монте-Карло
Гарнье, Казино
1861-1910, Монте-Карло
Гарнье Гранд-Опера в Париже
Гарнье, Гранд-Опера
1861-1875, Париж

Развернувшиеся классовые битвы, обострившиеся социальные проблемы вызвали рост новых тенденций во всех областях культурной жизни Франции. В этот период создается теоретическая программа реализма, получившая практическое воплощение в произведениях графики и живописи, а несколько позже – в скульптуре. Менее плодотворным оказалось это время для развития архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Французская архитектура 19 века. Концентрация капиталистического производства во второй половине 19 века сопровождалась ростом крупных городов, промышленных центров, путей сообщения. Увеличение городского населения вызвало расширение массового жилищного строительства и внесло ряд изменений в строительное дело. Появляются новые виды технических и инженерных сооружений: заводы, фабрики, мосты, электрические станции, вокзалы, банки, биржи, институты, библиотеки. Возводятся «репрезентативные здания» – театры, музеи, правительственные и административные учреждения. Стиль позднего классицизма с ордерной системой, тормозящей развитие новых тенденций, сменяется эклектическим использованием отдельных приемов и форм разных стилей прошлого.

Широкий размах строительства не создал, однако, благоприятных условий для развития архитектуры как вида искусства. С распространением частной капиталистической застройки городские ансамбли утрачивают художественную цельность. Резко снижается качество архитектурных композиций, их объемно-пространственное решение. Промышленные предприятия, мастерские, склады внедряются в жилые кварталы, что приводит к ухудшению санитарно-гигиенических условий жизни. Определяющим фактором планировки и застройки города становится все более развивающаяся сеть транспорта, которая связывает предприятия и жилые комплексы различных районов. Архитекторы руководствуются часто требованиями предпринимателей и заказчиков, соблюдая экономию, дешевизну и удобства.

Характерным становится тип доходного дома, в котором украшается только фасад. Облик здания утрачивает былую цельность, внешний вид перестает выражать его назначение. Безвкусная роскошь особняков имущих классов, населяющих центр города, вступает в резкий контраст с ужасающей бедностью и убогостью рабочих кварталов.

В этот же период делаются попытки создания архитектуры разумной и простой. Использование в архитектуре середины 19 века железа, стекла, позже железобетона и цемента открывает огромные возможности. Промышленное строительство оказывает влияние на жилую архитектуру. Однако на первых порах и в инженерных постройках проявляются тенденции эклектизма (яркий представитель эпохи эклектики французский архитектор Жан Луи Шарль Гарнье), новые конструкции сочетаются с элементами старых стилей.

Большое значение в формировании нового направления имел читальный зал Библиотеки святой Женевьевы в Париже, построенный в 1843–1850 годах архитектором Анри Лабрустом. Его высокий свод опирается на железный каркас с тонкими чугунными колоннами посредине. Фасад отличается благородной простотой, но логически ясная конструкция сочетается с мотивами старых стилей. Лишь постепенно вырабатывается специфический язык, основанный на применении инженерно-конструктивных форм.

История зарубежного искусства ►