Культура и искусство Чехословакии 19 века
Зарождение капиталистических отношений в землях Габсбургской империи, в том числе в Чехии и Словакии, способствовало развитию чувства национального самосознания чешского и словацкого народов. С ростом национально- освободительного движения распространяется борьба за создание национальной культуры и искусства. Становление светского искусства в Чехии охватывает период с конца 18 века до 40-х годов 19 века и связано с основанием в 1799 году Пражской академии художеств. Здесь утверждаются тенденции классицизма, позже переплетавшиеся с романтическими. В период подготовки революции 1848 года формируется творчество поколения художников, обратившихся к темам крестьянского быта, национальной истории.
Манес. Страстным патриотом был Йозеф Манес (1820–1872), разносторонне одаренный художник, поэт, музыкант. Во время революции 1848 года Манес расписывал знамена национальных гвардейцев, рисовал выдающихся политических деятелей Чехии. После 1848 Манес обращается к изображению жизни крестьянства в романтическом поэтизированном плане. Художнику принадлежат двенадцать медальонов часов «Орлой» (1865–1866, ныне – Прага, Музей города), посвященных «трудам и дням» крестьянина в различные времена года. Здесь и прививка молодого деревца, и жатва, и покос. Каждая композиция вписана в круг медальона; точный рисунок фиксирует характерные позы, движения работающих крестьян; насыщенны и гармоничны нарядные краски. В народной жизни, фольклоре, истории, в родной природе Манес нашел неисчерпаемый источник вдохновения.
Чермак. Историческое прошлое Чехии и Черногории, национально-освободительные движения южнославянских народов, поднявшихся на борьбу против турецких поработителей, составили главную тематику живописи Ярослава Чермака (1830–1878). В картинах «Гуситы, обороняющие перевал» (Прага, Национальная галерея), «Раненый черногорец» (1873, Загреб, Галерея Академии) проявился романтический эмоциональный характер его искусства.
Пуркине. В области бытовой живописи работал Карел Пуркине (1834–1868), создатель демократического образа рабочего-мастерового – «Кузнец Йех» (1860, Прага, Национальная галерея). Это первое изображение пролетария в чешском искусстве, обратившемся к прогрессивной проблематике того времени.
Косарек. Значительных успехов к середине 19 века достигает пейзажная живопись. Стремление передать реалистический образ родной природы характеризует творчество Адольфа Косарека (1830–1859), пейзажи которого отмечены зоркой наблюдательностью, большой внутренней правдой – «Пейзаж с ветряной мельницей» (Брно, Музей).
Маржак. Поэзию лесных чащ тонко чувствует Юлиус Маржак (1832–1899). Пейзаж художника «Утро в лесу» (Прага, Национальная галерея) словно пронизан солнечными лучами, освещающими густую листву деревьев. Маржаку принадлежит и ряд декоративных пейзажей исторических мест Чехии, например «Гора Ржип» (1882–1883), картина, украшающая Национальный театр в Праге. В конце 1870-х годов выступает целое поколение художников, которые стремятся к возрождению традиций национальной культуры, к утверждению самосознания народа.
Алеш. С наибольшей полнотой идеи национального Возрождения были претворены в творчестве Миколаша Алеша (1852–1913), вышедшего из народа и связавшего свое искусство с народом, его историей, фольклором. Особенно привлекали его «гуситская эпоха и крестьянские бунты», которым посвящены картины «Гуситский лагерь» (1877) и «Встреча Йиржи из Подебрад с Матьяшем Корвином» (1878, обе картины – Прага, Национальная галерея). Эмоционально насыщенные, они раскрывают сущность событий, характеров людей. В золотистой красочной гамме написана сцена драматического столкновения Йиржи из Подебрад с Матьяшем Корвином, в которой внимание сосредоточено на контрастных характеристиках, психологических состояниях героев. К разработке исторической темы обращается Алеш при создании самого значительного своего монументального произведения – цикла композиций для росписи фойе Национального театра, воплощавшего устремления к национальной независимости страны. Центральное место среди фресок занимает композиция «Родина» (начало 1880-х годов), своеобразный героический сказ – изображение прекрасной и строгой женщины, указывающей путь молодому всаднику. Насыщенные глубокими чувствами, философскими раздумьями, декоративные композиции Алеша были исполнены в обобщенной манере и строгими ритмами хорошо связаны с архитектоникой здания.
Мыслбек. Увлечение национальной героикой прошлого чувствуется в скульптуре Йозефа Вацлава Мыслбека (1848–1922). Для фойе Национального театра скульптор исполнил аллегорическую статую «Музыка» (1907–1912), монументальную, пластичную и величавую. Мыслбеку принадлежит конный памятник святому Вацлаву – основателю чешского средневекового государства (1888–1924), установленный на Вацлавской площади в Праге после смерти скульптора (этюд, 1898–1899, Прага, Национальная галерея). Много и плодотворно работал Мыслбек в области скульптурного портрета (бюст композитора Сметаны, 1894, Збраслав, Музей чешской скульптуры).
Штурза. Традиции реалистического национального искусства Мыслбека были развиты Яном Штурзой (1880–1925), пластика которого проникнута большим внутренним напряжением и драматизмом. В известной мере она несет следы воздействия модерна и символизма. К числу самых значительных произведений чешской скульптуры относится полная трагизма статуя «Раненый» (1920–1921, Прага, Национальная галерея). Динамичность композиционных построений Штурзы предвосхищает достижения скульпторов свободной Чехословакии.