Искусство Чехословакии
Творчество Макса Швабинского
В Чехословакии особенно широкое распространение получила станковая графика, в частности гравюра и офорт. Ей принадлежит видное место в творчестве Макса Швабинского (Max Svabinsky) (1873–1961), сохранившего ясность гуманистического мировосприятия в то время, когда получил распространение формализм. Исполненный художником в лучших традициях мирового реалистического искусства великолепный портрет матери, из поздних – портрет Юлиуса Фучика (1950, Прага) – создания высокого мастерства, одухотворенные силой чувства, верой в разум и красоту человека.
Многие чехословацкие графики обращаются к историко-революционной теме (В. Гложник «Освобождение»), с удивительной чуткостью улавливают красоту и национальный колорит в пейзажах родного края (О. Дубай «Весна»). С особым умением и вкусом работают они над оформлением книги, раскрывая своеобразие стиля иллюстрируемых произведений. Популярность заслужили иллюстрации Йозефа Лады (1887–1957) к бессмертному «Бравому солдату Швейку» Гашека, остроумные, живые, занимательные, выполненные в форме гротеска, граничащего с карикатурой, и точно соответствующие духу иллюстрируемого произведения.
Большой эмоциональности добиваются мастера монументального искусства – настенных росписей и скульптуры. При оформлении зала Советской Армии, памятника Народного освобождения, Дворца пионеров в Праге, общественных сооружений и парков художники создают ансамбли нового типа, используя в декорировке здания технику сграффито и мозаики, витражи и фрески.
В широком монументальном плане исполнены настенные композиции Адольфа Забранского (р. 1909) «С Советским Союзом на вечные времена» (1951) и «В память освобождения» (1954–1955), украшающие террасу Лидебургского дворца; их стремительные ритмы, полнокровие и оптимизм образного решения передают праздничный подъем, воодушевление, радость освобожденного народа.
С большой силой реалистические тенденции обнаружились в скульптуре. Традиции Мыслбека нашли развитие у Карела Покорного (1891–1962), почетного члена Академии художеств СССР. В скульптуре «Острава» (1936) он создал обобщенный образ рабочего-металлурга, борца за классовые интересы. Как в свое время «Антверпен» Менье, «Острава» Покорного стала олицетворением сознательной части чехословацкого пролетариата. Мощная пластика форм, вдохновенность и глубина раскрытия образа выдвинули эту работу в число наиболее значительных в чехословацкой пластике.
Покорному принадлежит одна из первых скульптур, знаменующих нерушимую дружбу между народами Советского Союза и Чехословакии, «Братание» (1947–1950). Дарование Покорного-монументалиста развернулось в годы народной власти, проявившись с особой яркостью в монументе Божене Немцовой (1954) на Славянском острове в Праге, овеянном романтикой и глубоким лиризмом. Вместе с коллективом выдающихся архитекторов, скульпторов и живописцев создавал Покорный памятник национального освобождения на горе Витков в Праге. Он автор скульптурной группы «Победа» (1956).
Также на горе Витков в Праге, в зале Советской Армии размещены мозаики, исполненные художником Владимиром Сыхрой (1903–1963). Ворота этого величавого комплекса оформил Йозеф Малейовский (р. 1914) рельефом «Словацкое национальное восстание» (1958). Глубина замысла, чувств, масштабность отличают памятник павшим воинам Советской Армии (1960) в Братиславе, над которым работали крупнейшие словацкие скульпторы Рудольф Прибиш, Иозеф Костка, Ян Кулих, Александр Тризульяк, Тибор Бартфай и Ладислав Снопек. Мощная пластика и одновременно живописность присущи «Победе» (Братислава, Словацкая национальная галерея) Рудольфа Прибита (1913), работавшего в разных жанрах.
На этой странице размещены только превью – небольшие картинки размером 150 на 200 пикселей и 210 на 195 пикселей. Полноразмерные картины Макса Швабинского могут быть опубликованы только с разрешения правообладателей.