Культура и искусство Венгрии 20 века
Широко распространена скульптура в социалистической Венгрии. Большую роль в ее развитии сыграл почетный член Академии художеств СССР Жигмонд Кишфалуди Штробль (1884–1974), автор памятника Освобождения на горе Геллерт, высящегося над Будапештом (1947).
Издалека видна величественная женская фигура с пальмовой ветвью в поднятых руках – аллегория Свободы, Мира, Благоденствия. Строги и размеренно-спокойны ритмы складок ее платья, обобщенны реалистические формы, четок и ясен плавный силуэт, легко воспринимаемый на расстоянии. Последовательно развивает традиции реализма Штробль в отточенных, пластически ясных формах портретов («Бернард Шоу») и скульптурных композициях («Работа все же началась»).
Много сил воспитанию молодежи отдает Пал Пацаи (р. 1896), один из первых в венгерской пластике воплотивший образ Владимира Ульянова-Ленина. Чувство монументальности не покидает скульптора и при работе над мелкой пластикой («Разрезающая хлеб», 1950, Будапешт, Венгерская национальная галерея).
Революционная романтика одухотворяет образы борцов Иштвана Киша (р. 1927), почетного члена Академии художеств СССР, автора памятника Венгерской Народной Республике (1958). Более декоративны скульптурные произведения Йожефа Шомодьи (р. 1916), автора монумента миру в Шалготорьяне (1967), Йене Бори (1879–1959), Шандора Микуша (1903–1982) и Йене Кереньи (р. 1908). Свежестью образных решений овеяны пространственные композиции («Демонстранты», 1953, статуя перед зданием фармацевтического центра в Весприме). В них воплощены образы светлой юности, чистоты, смелого порыва.
Острое чувство современности одухотворяет монументальные росписи и станковые картины художника Эндре Домановского (1907–1975). Для сельскохозяйственной выставки он создал панно большого размера (4 x 3,5 м каждое), для металлургического комбината в Дунауйвароше – фреску, в которой проявился его дар монументалиста. В картине «Перед выплавкой» (1954, Будапешт, Венгерская национальная галерея) художник передал динамику, героизм труда сталеваров подлинно живописными средствами, гармонией холодных сизо-зеленых и серебристо-синих тонов, широкой эмоциональной манерой письма. Домановский – достойный продолжатель реалистических традиций Мункачи с его психологизмом и насыщенной живописью.