Семь смертных грехов и четыре последние вещи
Искусство Нидерландов 15 и 16-го веков
Подпись под этим необычным произведением плохо просматривается. Считается, что это ранняя работа Босха: между 1475 и 1480 годами. Картина «Семь смертных грехов» находилась в Брюсселе в коллекции Де Гевары около 1520 года и была приобретена Филиппом II Испанским в 1670 году. Картина «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, видимо помогая тому яростно преследовать еретиков. Уникальная для нидерландской живописи композиция сложилась, несомненно, в результате специфического назначения доски, на которой она написана.
Картину Босха «Семь смертных грехов», написанную в ранний период, по функциональному назначению определяют как столешницу или навершие купели. Своеобразна композиция симметрично расположенных окружностей и двух разворачивающихся свитков, где цитаты из Второзакония с глубоким пессимизмом пророчествуют о судьбе человечества. В окружностях – первое изображение Босхом Ада и существующая в единственном числе интерпретация Небесного Рая. Семь смертных грехов изображены в сегментах всевидящего Божьего ока в центре композиции, они даны в подчеркнуто нравоучительном ключе.
Эта работа – одно из наиболее ясных и нравоучительных произведений Босха и снабжено подробными, разъясняющими смысл изображенного цитатами из Второзакония. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их», – определяют тему этого живописного пророчества.
Перейти к следующей работе мастера ►