Виртуальный музей Арт Планета Small Bay
Питер Брейгель Жатва

Жатва

1565. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Pieter Bruegel. Питер Брейгель, картины и гравюры ►

Искусство Нидерландов 16-го века
Картина «Жатва» из серии пейзажей «Времена года» художника Питера Брейгеля посвящена знойному августу. В картине «Жатва» прямо перед зрителем расстилается пшеничное поле с его тяжелой янтарной желтизной; небо над ним – сиренево-белое, словно отдавшее земле все свое живительное тепло. В пейзажах «Времена года» Питер Брейгель проявил завидное чувство реальности, которое определяет цветовое построение картин – в картине «Сумрачный день» красно-коричневые тона земли, вступая в столкновение с холодными, зелеными тонами заднего плана, становятся интенсивнее, разгораются.

В картинах «Сенокос» и «Жатва» господствует цвет золотисто-желтый – жаркий и ровный; в картине «Возвращении стада» цвет у художника приобретает красноту и рыжеватость, которые, кажется, тут же должны уступить место мертвящей сине-серой гамме; в картине «Охотники на снегу» же общий холодно-зеленоватый цвет как бы согревается теплыми коричневыми тонами домов и человеческих фигурок. Об этих людях, населяющих пейзажи «Времена года», трудно сказать более того, что они крепки физически, деятельны, трудолюбивы.

Но картины этого цикла не оставляют сомнения в том, что существование людей наполнено истинным смыслом, что оно подчинено закономерностям высшего, глубоко естественного порядка. Эта убежденность рождается сознанием полнейшей слитности людей и природы. Именно в этом слиянии труды и дни людей обретают строй осмысленный и высокий. Человеческие фигурки не просто разнообразят вид, они вносят особое начало, родственное природному, но и отличное от него. И не случайно фигуры крестьян являются средоточием всех цветовых и композиционных линий. Основные цвета картин цикла очевиднее всего выражены в одеждах крестьян, а момент пробуждения природы находит себе параллель в начале крестьянских работ.