Кольвиц Кете
Графика, творчество и биография
Социальная тематика получила дальнейшее углубление в суровом демократическом реализме немецкой художницы, графика и скульптора Кете Кольвиц (Kathe Kollwitz) (1867–1945). Кольвиц (урожд. Шмидт) родилась 8 июля 1867 года в Кенигсберге. Изучала искусство в Кенигсбергской академии художеств. Творчество Кете Кольвиц посвящено рабочему классу и крестьянству Германии, овеяно пафосом революции, борьбы, исполнено трагического гуманизма и драмы, а также страстного протеста против социальной несправедливости. В графических циклах Кольвиц с горячим сочувствием отражены жизнь и нужда пролетариата. Измученные суровые лица рабочих и крестьян, их сгорбленные костлявые фигуры, натруженные руки несут следы непосильного труда, но в этих образах передано огромное мужество. Сдержанные во внешних проявлениях отчаяния и скорби, они неистовы и отважны в борьбе.
Центральный социально заостренный образ офортов Кольвиц – страдающая мать, борющаяся с голодом и нищетой во имя своих детей. Безмолвная скорбь о смерти ребенка с проникновенной глубиной запечатлена в офорте «Нужда» (серия «Восстание ткачей», 1897–1898). Сгущающаяся до мрака воздушная среда рождает атмосферу трагической безысходности в жалких лачугах ткачей. Пробивающийся во мгле свет резко выделяет измученное лицо матери, подавленной горем, но не сломленной. В личном горе семьи художник находит социально-типические явления. Страшная нужда в рабочих кварталах – причина не только смерти, но и восстаний. Листы Кольвиц – суровое социальное обличение.
Пафос действия и протеста присущ большим драматическим циклам, к которым обращается Кольвиц. Грозен цикл «Крестьянская война» (1903–1908), с глубоким историческим чутьем раскрывший трагедию крестьянской войны в Германии 1625 года, историю борьбы угнетенных веками поколений («Прорыв», или «Штурм», 1903) – это кульминация, бунт, взрыв долго сдерживаемых страданий. Гневная толпа восставших крестьян с оружием в руках, с исступленной стремительностью несется на врага. Поражает силой душевного порыва образ женщины, призывающей к борьбе. Художник чувствует характер грозной эпохи, верно передает неуловимую, неповторимую в своем своеобразии атмосферу истории. Язык мужественного искусства Кольвиц немногословен, суров, прост и ясен, типические образы рабочих и крестьян наделены конкретными индивидуальными и социальными чертами, композиции монументальны, очищены от повседневно-бытовой среды, психологические и эмоциональные характеристики заострены. Манера экспрессивна, живописна и основывается на сочетании разнообразных по фактуре то энергичных, то мягких штрихов и сочных, легких, прозрачных пятен различной насыщенности. Яркие вспышки света резко переходят в густые черные тени.
В 1919 году в Германии свершилась революция. В период временного подъема пролетарской революции искусство Кольвиц становится гражданственным (серия гравюр на дереве «Войны», 1920–1923). Опыт Великой Октябрьской революции оказал огромное воздействие на ее творчество. Кете Кольвиц приветствовала победу Советской страны. В связи с голодом в Поволжье Кольвиц создала плакат «Помогите России!» (1921), литографию «Хлеба!» (1924). Рисунок художницы приобрел призывную силу, обобщенность и соответствовал монументальной форме плаката. Центральный образ произведений Кольвиц – безымянная женщина-работница, в непосредственной близости к которой Кольвиц прожила всю жизнь. Ее мы находим и в галерее ярких и выразительных портретных образов, наделенных чертами обобщения. Творческий путь Кольвиц был подвигом художника-гражданина, беззаветно преданного народу, смело выступившего в его защиту. Кете Кольвиц скончалась 22 апреля 1945 года в саксонском городе Морицбург.