Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Фламандский натюрморт
Творчество Франса Снайдерса

В 17 веке натюрморт утвердился как самостоятельный жанр. В нем отразился интерес к материальному миру, зародившийся еще в нидерландской «живописи вещей» начала 15 столетия. Фламандские «лавки живности» поражают шумной жизнерадостностью и праздничной декоративностью.

Снейдерс Натюрморт с дичью
Франс Снайдерс
Натюрморт с дичью, 1630-е
Частное собрание
Снейдерс Кладовая
Франс Снайдерс
Кладовая, 1640-е, Музей
старинного искусства, Брюссель

Полотна с натюрмортами, крупные по размерам, яркие по колориту, служили украшением стен просторных дворцов фламандской знати, прославляя красоту земного бытия, богатство сельской жизни, плоды земли, моря, рек.

Крупным мастером монументального декоративного натюрморта из даров природы и «охотничьих сцен» был друг Рубенса живописец Франс Снайдерс (или Снейдерс) (1579–1657). Натюрморты художника Снайдерса – это сказочно-щедрое изобилие различной снеди. Сочные плоды, овощи, битая птица, олени, кабаны, морские и речные рыбы нагромождены горами на больших дубовых столах кладовых и лавок («Натюрморт с лебедем», Москва, Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина), заполняя все живописное пространство – предметы заслоняют друг друга, свисают со столов и надают на пол.

Яркие контрастные краски, разнообразные фактуры выделяют их на нейтральном фоне, выявляют их декоративные качества. Преувеличенные в масштабах предметы кажутся наделенными необычайной жизненной силой, беспокойные линии, их очерчивающие, порождают динамичный бурный ритм. Однако равновесие цветовых масс, четкие горизонтали столов и лавок организуют композиции, создают впечатление целостности, монументальности. Выполненная Франсом Снайдерсом серия «лавок» для загородного охотничьего дворца архиепископа Триста в городе Брюгге (1620-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж) ярко характеризует его творчество.

Снейдерс Франс Картины ►

История зарубежного искусства ►