Французские послы Жан де Дентвиль и Жорж де Сельв
Искусство Германии 15 и 16-го веков.
Две важные и уверенные в себе персоны, изображенные на портрете – это Жан де Дентвиль, французский посол в Англии, и его друг Жорж де Сельв, епископ Лаворский. Богатая коллекция музыкальных, астрономических и научных инструментов символизирует ученость и власть этих двух людей. Солнечные часы точно указывают время действия – 10.30 утра 11 апреля. Однако все это великолепие и надменность тщетны – по контрасту с роскошью и богатством посланников Гольбейн изображает символы смерти: разорванную струну на лютне и искаженный череп на первом плане, который можно видеть, лишь смотря на картину под определенным углом зрения.
Гольбейн оставил также много первоклассных рисунков пером и акварелью для оконной живописи, сделанных пластично, свободно и легко, отличающихся полной освобожденностью от скованности и угловатости средневековья (например, рисунки с изображением двух единорогов, с фигурой св. Елизаветы Венгерской в Базельском музее).
На эти же базельские годы приходится ряд живописных работ Гольбейна религиозного содержания. Среди них наиболее известны «Мертвый Христос» (1521; Базель) и знаменитая «Мадонна бургомистра Мейера» (1526; Дармштадт).
«Мертвый Христос» – произведение необычное для всей эпохи Ренессанса. Оно представляет собой не общепринятое условно-идеализированное изображение тела Христа, а неукоснительно точную штудию мертвеца с открытыми остановившимися глазами, отпавшей нижней челюстью и судорожно вытянутым телом. Подобный подход к теме, свидетельствуя о безжалостной трезвости реалистического мастерства Гольбейна, обнаруживает такую свободу от религиозных догм, которая граничит с безбожием.
Перейти к следующей работе мастера ►