Неореализм в изобразительном искусстве
Творчество Андре Фужерона
В европейском искусстве первых послевоенных лет важное место занимает направление неореализма. Основное содержание искусства художников этого направления – жизнь народа, простого человека, изображенного с характерными индивидуальными чертами внешнего облика и душевного склада. Социально типическое для своего времени они показывают с позиций революционного пролетариата.
Большую роль в неореализме играют обличительные тенденции. Критика уродства жизни у художников неореализма сочетается с романтизмом в отображении действительности, стремлением увидеть героическое в человеческих характерах. В формировании неореализма активно участвовали борцы движения Сопротивления, члены коммунистических партий.
Группу неореалистов Франции возглавляли художник Андре Фужерон (Andre Fougeron) (1913–1998) – мастер-рационалист, тяготеющий к плакатному упрощению («Слава Андре Улье», 1949, Москва, Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина; цикл картин «Страна шахт», 1950; «Трудная любовь», 1954) и художник экспрессивно-драматического дарования Борис Таслицкий (р. 1911, «Делегаты стачечного комитета», 1948; «Смерть Даниэль Казановы», 1950, Франция, Музей Монтрей). Наиболее ярко неореализм проявил себя во Франции в 40–50-е годы 20 столетия, где получили развитие политическая графика и карикатура Жана Эффеля (1908–1982) (знаменитая серия литографий и офортов художника «Сотворение мира», 1950-е годы) и в Италии, где группу прогрессивных художников возглавил Ренато Гуттузо.
В борьбе с формалистическим и модернистским искусством развиваются художественные школы Скандинавии и Финляндии. Мировую славу завоевало творчество скульптора-реалиста Вяйнё Аалтонена (1894–1966), художника широкого диапазона, создателя портретной галереи современников, парковой скульптуры, монументального рельефа и скульптуры «Мир» (1950–1952, Лахти). Социальной заостренностью отличаются полные злободневности политические карикатуры датского художника, лауреата Международной Ленинской премии мира Херлуфа Бидструпа (1912–1988), широко известного в Советском Союзе по выступлениям в периодической печати, по выставкам и издававшимся альбомам карикатур.
На почве национально-освободительного движения переживали подъем художественные школы в Азии и в Африке. В первое послевоенное десятилетие добились независимости Индия, Индонезия, Цейлон, Бирма и другие страны. С середины 1950-х годов начался распад колониальной системы в Африке и активно продолжился при поддержке Советского Союза в начале 60-х годов 20 столетия, возникли независимые государства. В них возрождаются национальная литература и искусство, но их развитие идет под знаком борьбы двух культур – демократической, революционной и буржуазной. С подъемом демократического движения, с нарастанием борьбы за мир связано возрождение публицистически заостренного искусства Японии.
Вступив на путь борьбы за создание подлинно реалистического искусства и возрождение национальных культур, передовые художники стран Западной Европы, Америки, Африки и Азии сталкиваются с многочисленными трудностями, которые им приходится героически преодолевать. На этом пути они имеют союзников в лице художников Советского Союза и стран социализма, а именно этот путь приведет их к успехам в создании серьезных художественных полотен на современные темы.