Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Реберн Генри
Творчество, картины и биография

Несколько особняком, хотя и в связи с общей линией развития английского портрета, стоит самобытное, мужественное творчество шотландского живописца Генри Реберна (Henry Raeburn) (1756–1823), получившего образование в Эдинбурге. Реберн был создателем громадной портретной галереи своих соотечественников – общественных деятелей, писателей, ученых. Лучшие из портретов шотландского живописца Реберна, написанные широкой свободной кистью, в мощной пастозной манере, сильно и смело раскрывают своеобразные черты национальных характеров: портрет прославленного романиста Вальтера Скотта, портрет главного судьи Шотландии лорда Ньютона (оба портрета – Эдинбург, Национальная галерея Шотландии).

Реберн Анна Харт
Анна Харт, 1810
Государственный музей, Берлин
Реберн Леди Бетайн
Леди Бетайн, 1790-е
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Реберн Священник Роберт Уолкер катающийся на коньках на озере Даддингстон
Священник Роберт Уолкер,
катающийся на коньках на озере

Романтические, ярко индивидуальные портреты деятелей национальной культуры кисти шотландского живописца Генри Реберна отмечены смелой пластической лепкой, эффектами композиции и освещения («Брюс Макмудро», около 1800, галерея Тейт, Лондон; «Мисс Элеонора Уркхарт», около 1795, Национальная галерея, Вашингтон). Замечательная способность к тональным обобщениям и к широте трактовки в портретах шотландского соперника Джошуа Рейнолдса – художника сэра Генри Реберна, свидетельствует об иной традиции и, возможно, о более тесной, хотя и не прямой связи с французскими образцами.

Картина Генри Реберна «Священник Роберт Уолкер, катающийся на коньках на озере Даддингстон». Наслаждаясь зимней погодой, энергичный церковный пастырь катается на коньках на замерзшем озере и пригороде Эдинбурга. Он изображен в беспечной, почти театральной позе. Традиционное черное облачение вырисовывается четким силуэтом на туманном сером фоне. Подобное изображение служителя церкви свидетельствует не только о чувстве юмора художника, но и о его доверительных отношениях с моделью. Один из наиболее известных художников Шотландии, Реберн исполнил портреты выдающихся представителей Золотого века Эдинбурга эпохи Просвещения. Считается, что художник написал более тысячи портретов. В число его моделей входили поэты, ученые, философы, священники, а также шотландские помещики, написанные непринужденно, с живостью и юмором. В 1822 году королем Георгом IV Реберн был возведен в рыцарское достоинство, а в следующем году, за несколько месяцев до смерти, назначен портретистом его величества короля Шотландии.

В английской портретной живописи 18 века большое место занимал групповой портрет – ни в одной другой европейской стране нельзя найти ничего подобного. В этом пристрастии, очевидно, проявилось то новое общественное мироощущение, которое было порождено английской просветительской культурой 18 столетия. В групповом портрете раскрываются различные виды человеческих связей – семейные, корпоративные, непринужденно-товарищеские, торжественно-официальные; специфической разновидностью английских групповых портретов были первоначально семейные портреты. Они назывались «сценами собеседований». Члены семейства в них изображались в домашней обстановке, обычно объединенными общим занятием – музицированием, чаепитием, карточной игрой и т.п.

Небольшого формата, эти картины наиболее отвечали запросам английской буржуазии, являлись выражением культа семейного начала. Традиции подобных многофигурных портретов восходят к голландским и фламандским бюргерским портретам 17 века, отличавшимся разнообразием композиций и живостью выражения чувств. На развитие портрета в Англии оказала влияние французская живопись – Ларжильера, Ватто и многих других: в композицию английского группового портрета был привнесен дух светскости, галантности и грации. Самобытное искусство живописца Уильяма Хогарта возвело жанр группового портрета в ранг крупного художественного явления. Его традицию продолжили Джошуа Рейнолдс и другие художники. 1870-е годы стали временем наибольшего распространения в Англии групповых портретов, которые постепенно сблизились с жанровой картиной.

История зарубежного искусства ►