Виртуальный музей Арт Планета Small Bay
Ян ван Эйк Портрет кардинала Никколо Альбергати

Портрет кардинала Никколо Альбергати

1431–1432. Художественно-исторический музей, Вена.

Jan van Eyck. Ян ван Эйк, алтари и картины ►

Искусство Нидерландов 15-го века
Ян ван Эйк нарисовал приехавшего к бургундскому двору в качестве папского легата кардинала Никколо Альбергати (Дрезден, Гравюрный кабинет) в 1431 году. Ян ван Эйк тщательно переносил на бумагу черты лица, по нескольку раз возвращался к линиям, не удовлетворявшим его, отметил в надписи цвет глаз и другие необходимые для живописной работы подробности. Все это объяснимо подготовительным, черновым назначением рисунка. Однако замечательно, что мастер не делает никаких попыток выявить характер (если о нем все же можно говорить, то тому причиной выразительность лица Альбергати, а не психологический анализ ван Эйка). Более того, живописец не стремится определить образ человека.

В отличие от итальянцев Ян ван Эйк не старается решительными штрихами как бы вырубить фигуру из пространства, наделить ее самостоятельной активностью. Здесь очевидна параллель Гентскому алтарю; в фигурах Адама и Евы анатомия, конструкция тела передавались достаточно приблизительно, тогда как поверхность кожи – с редкой наблюдательностью (у Адама изображен на теле каждый волосок). Внимание ван Эйка привлекает не скульптурная масса головы, а мягкая податливость старческой кожи, а если говорить о трактовке личности – то не способность человека к действию, а его индивидуальная мимика (например, манера немножко косить ртом). Самая мысль использовать модель в качестве лишь сырого материала для художественного обобщения испугала бы его своей еретичностью.

Исполненный несколько позже художником живописный портрет Альбергати (Вена, Музей) черствее, жестче, энергичнее. И здесь не столько разница подготовительного наброска и окончательной работы, сколько иной подход к задачам портретирования и иное представление о человеке. Можно уже говорить об образе изображенного Никколо Альбергати. Исчез преувеличенный интерес к передаче «натуральности» старческой кожи. Если в рисунке Никколо Альбергати наиболее художественно активной деталью художника был рот, то здесь внимание акцентировано на глазах Никколо Альбергати. Создается впечатление, что художник ищет еще не ясные и для него самого, но уже ощущаемые им внутренние свойства человека, которые не могут быть раскрыты путем одного лишь благоговейного воспроизведения живой натуры.

Перейти к следующей работе мастера ►