Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Антонелло да Мессина
Картины и биография

Антонелло да Мессина (Antonello da Messina) (около 1430–1479)
Итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Работал главным образом в Мессине на острове Сицилия. Около 1450 года переехав в Неаполь, учился у Николо Колантонио – живописца, связанного с нидерландской традицией.

Антонелло Христос в терновом венке
Христос в терновом венке, 1476
Музей Лувр, Париж
Антонелло Портрет мужчины
Портрет мужчины, 1478
Государственный музей, Берлин
Антонелло Святой Иероним
Святой Иероним в келье, 1474
Национальная галерея, Лондон

В 1475-1476 годах Антонелло да Мессина работал в Венеции. Сицилийский живописец был дружен со многими венецианскими художниками, особенно с Джованни Беллини, перенявшими у него в известной мере живописную технику. Антонелло да Мессина одним из первых в Италии стал работать в технике чистой масляной живописи.

Он заимствовал у нидерландских художников технику масляной живописи, что позволило ему сочетать свойственные северным живописцам тщательность письма, обилие деталей, глубину светонасыщенного цвета с монументальностью замысла, тонкой передачей пространства, света и воздуха, спокойствием и классической уравновешенностью образов («Распятие, Мария и Иоанн», 1475, Национальная галерея, Лондон; «Святой Себастьян», Картинная галерея, Дрезден).

Зрелое творчество Антонелло да Мессина представляет собой сплав итальянских и нидерландских элементов. Написанные им в Венеции картины считаются лучшими в его творчестве. Антонелло да Мессина также внес значительный вклад в развитие ренессансного портрета (так называемый «Кондотьер», 1475, Музей Лувр, Париж).

Картина Антонелло да Мессина «Святой Иероним в келье».
На картине Антонелло да Мессина зритель видит святого Иеронима, погруженного в чтение в своей келье. Только лев справа замер, прислушиваясь к доносящимся снаружи звукам. Возможно, Антонелло да Мессина в некоторых отношениях испытал влияние нидерландской живописи: детали в роде предметов на полках, изразцового пола, птиц, устроившихся на подоконнике, а также характер света – все это напоминает яркий реализм картин Робера Кампена и Яна нан Эйка.

Нет никаких свидетельств того, что Антонелло да Мессина когда-либо покидал Италию, но он, видимо, был знаком с техникой нидерландских мастеров. Согласно некоторым источникам, он обучался технике масляной живописи у самого мастера Ван Эйка, а затем принес секрет этого метода в Италию. Более вероятно, что Антонелло испытал влияние фламандских художников в Милане. В 1475–1476 годах Антонелло да Мессина был в Венеции, где его новаторская техника оказала большое влияние на Джованни Беллини и других современников.