Бароччи Федерико
Картины и биография
Бароччи Федерико (Barocci Federico) (1535–1612)
Итальянский живописец. Родился близ Урбино около 1535 года. Ученик Баттиста Франко и урбинского живописца и архитектора Джироламо Дженга.
Уже в юности познакомившись с работами Тициана, находившегося в Урбино, Бароччи
в середине 1550–х отправился в Рим, где изучал произведения Рафаэля и подружился с Таддео Дзуккаро.
Бароччи в какой-то мере пытается преодолеть академическую сухость и холодную напыщенность современной ему маньеристической живописи, сообщить искусству взволнованную поэтичность, одухотворенность. Именно поэтому он в поисках эмоциональной выразительности языка обращается к искусству Корреджо, о чем свидетельствуют и миловидная грациозность его образов, и прихотливая изысканность декоративных решений, и своеобразная дымчатая светотень. Поэтому он в противоположность своим современникам стремится к свободе живописной манеры, утонченности колористических решений (недаром биографы Бароччи рассказывают, что он сравнивал колорит с музыкой и создание новой картины начинал с эскизов в красках).
В 1560–1563 Федерико Бароччи вторично побывал в Риме, где принял участие в росписях казино папы Пия IV. Однако вскоре он отравился (или был отравлен), сумел добраться до Урбино, где долго хворал и в течение четырех лет, вплоть до 1567, не брал в руки кисть; приступы болезни и депрессии преследовали его до конца дней. Первая значительная работа Федерико Бароччи, написанная 22-летним художником еще до поездки в Рим, – алтарная картина "Мученичество св. Себастьяна" (1557, Урбино, собор) выдает как его ориентацию на римскую школу с ее культом рисунка и энергией лепки форм, так и на традиции венецианской школы с ее колористическим богатством.
В 1560 году Бароччи вернулся в Рим и поселился в доме братьев Дзуккари, влияние которых сказывается в росписях Бароччи в казино Пия IV (начатых Дзуккари). Во 2-й половине 1560–х Бароччи выполняет заказ на две большие алтарные картины "Мадонна со св. Симеоном" (ок. 1567, Урбино, Картинная галерея) и "Снятие с креста" (1567–1569, Перуджа, собор). Картина "Мадонна со святым Симеоном" выдает влияние Корреджо, но отличается большей бравурностью. Снятие с креста с его динамикой и светотеневыми эффектами предвосхищают стиль барокко. В еще большей мере протобарочные тенденции предвосхищает одна из самых эффектных алтарных картин Бароччи "Мадонна дель Пополо" (1575–1579, Флоренция, галерея Уффици).
Однако основа поисков Бароччи является глубоко реакционной. Испытав воздействие идей одного из крупнейших деятелей контрреформации Филиппо Нери, Бароччи стремится сообщить непосредственность эмоционального воздействия сугубо церковной живописи, сочетая настроение религиозного экстаза с интимной лиричностью. Это накладывает явственный отпечаток на его творчество, в котором постоянно усиливается религиозная сентиментальность, внешний мелодраматизм, вычурность. В идиллическом «Отдыхе на пути в Египет» (1573; Ватикан) и в знаменитой «Мадонне дель Пополо» (1579; Уффици) грациозность женских образов граничит с манерной кокетливостью, их улыбающиеся личики, окутанные дымкой светотени, становятся кукольными, высветленные, почти пастельные тона колорита приобретают слащавый характер.
Бароччи был незаурядным портретистом. Его портреты, как парадные («Франческо-Мария II делла Ровере», 1572; Уффици), так и более интимные («Мужской портрет», 1560–е; Эрмитаж), отличаются тонкой одухотворенностью. Но в поздних портретах – «Джулиано делла Ровере» (1580–е; Вена, музей), автопортрете (Зальцбург) – одухотворенность переходит в одностороннее подчеркивание духовной жизни, спиритуализацию, что сближает эти работы Бароччи с портретами Эль Греко. Поздние работы, картины, фрески и алтарные образы художника Федерико Бароччи с их патетикой, светотеневыми контрастами, эффектной холодной цветовой гаммой предвосхищают живопись барокко. К числу его лучших работ этого времени относится "Блаженная Микелина" (1606, Ватикан, Пинакотека). Более поздние работы Бароччи – "Обрезание младенца Христа" (1590, Париж, Лувр), "Мадонна дель Розарио" (1593, Синигалия, Епископский дворец) – демонстрируют тот же эффектный стиль, подчеркнутый светотеневыми контрастами.