Дезидерио Франсиско или Монсу
Картины и биография
Дезидерио Франсиско (Desiderio Francisco) (1593–1644)
Итальянский художник французского происхождения. В художественных кругах известен как Монсу Дезидерио («монсу» – искаженное фр. «месье»). Сведений о художнике крайне мало.
Известно, что он прибыл в Италию из Лотарингии и работал в Неаполе, Венеции и Риме.
Французское имя художника Франсуа де Номуайе.
Картины Франсиско Дезидерио по-барочному сложны, загадочны, парадоксальны. В них живет неоплатонический принцип: «Уважение к сокрытому достигается вуалью». Мотивы оживающих статуй, сплетающиеся живые и искусственные формы, контрасты света и тени – все напоминает барочную поэзию. В картинах Франсиско Дезидерио присутствует новая трактовка пространства, привлекающая к нему многих современных архитекторов-новаторов. Это не только страсть к исполинскому масштабу, к монументальности форм. Это «расширение» пространства, стремление придать ему необычайную протяженность.
Бернардо Доминичи, главный источник информации по истории неаполитанской живописи (1742), единственный раз упоминает имя этого художника. Он именует его «знаменитым мастером перспективы и видов» и описывает две картины: одну – изображающую площадь перед собором Сан-Доменико-Маджоре в Неаполе, другую – с площадью, ведущей к воротам Кастелло-Нуово. А поскольку следов этих картин не обнаружили, то и предположили, что Доминичи, как он часто поступал во славу Неаполя, выдумал этого художника.
Начало атрибуции картин Монсу Дезидерио начинается с пяти холстов из коллекции графа Гарраша в Вене, которые были приобретены им в 1730–х годах в Неаполе. В настоящее время эталоном подлинного Дезидерио считается картина «Интерьер собора» (собрание Е. Палмер, Лондон), имеющая подпись: Francisco Desiderio Napoli, 1621.
Существует еще и другой, не менее чем подписи, верный способ «опознания» Дезидерио. Это архитектурные сооружения, «населяющие» его картины. Мотивы затерянного, странного, загадочного города часто встречается в картинах мастера. Архитектурные памятники Неаполя, Венеции и Рима, преображенные фантазией художника, но позволяющие все же узнать их.
Если, например, вы видите в картине смешанные готические, ренессансные и древнеримские формы, – перед вами картина римского периода. Венецианские мотивы (например, картина из Эрмитажа) свидетельствуют о пребывании художника в Венеции. Но, несмотря на эти узнаваемые формы, картины Монсу Дезидерио фантастичны, они являют собой образцы высокой поэзии в живописи.
Так, в картине «Пьяццетта в Венеции» (собрание А. Шэрф) с трудом узнается известный центр в Венеции. Площадь раздвинулась вглубь и вширь, Дворец дожей и библиотека Сан-Марко превратились в гигантские сооружения, площадь замкнулась фантастическим зданием с аркадой и башней с часами, собор Сан-Марко превратился в необыкновенное многокупольное сооружение. И здесь совершенно неожиданно художественный метод мастера 17 века вступает в контакт с некоторыми прогрессивными идеями, характерными для современной архитектуры.
Синтез поэзии, скульптуры и архитектуры, характерный для картин Франсиско Дезидерио, близок к так называемой «миражной» архитектуре Флориана, рассчитанной на включение и выключение голографических изображений всего комплекса окружающей среды, которая таким путем становится «тотально проницаемой» для человека и потому как бы высвобождает дремлющие в нем резервы физической и психической энергии. Еще не исследована динамика и ритмика архитектурных и скульптурных форм в картинах итальянского мастера, что, безусловно, даст много интересного. Но влияние творчества Франсиско Дезидерио на дальнейшее развитие архитектуры сомнению не подлежит.