Доменикино Цампьери
Картины и биография
Доменикино Цампьери (Domenichino Zampieri) (1581–1641)
Итальянский живописец эпохи барокко. Представитель болонской школы живописи. Родился 21 октября 1581 в Болонье
в семье башмачника. Учился у Дениса Калверта, также учился и работал в Болонье у Лодовико Карраччи.
С 1602 работал главным образом в Риме, где сотрудничал с Аннибале Карраччи.
В Риме Доменикино изучал произведения Рафаэля и Корреджо. В ранний творческий период живописец испытал влияние Караваджо.
Академические по художественным принципам работы Доменикино отмечены тенденциями барокко и классицизма.
Работам Доменикино (фрески в римских церквах Сан-Луиджи деи Франчези, 1616–1617,
и Сант-Андреа делла Валле,1624–1628; картины «Последнее причастие святого Иеронима», 1614,
Ватиканская пинакотека; «Охота Дианы», 1617–1618, Галерея Боргезе, Рим) присущи композиционная ясность, идеализация образов, локальный цвет.
Фоном картин Доменикино Цампьери служит обычно идиллический ландшафт.
Картина художника «Жертвоприношение Авраама». Бог повелел Аврааму принести в жертву его сына Исаака, дабы убедиться в его вере. Обнаженный юноша храбро встречает судьбу, а его отец в слепом повиновении держит в руках свой нож. Ангел останавливает Авраама, ибо Бог повелел вместо Исаака принести в жертву овна. Эта драматичная сцена разыгрывается на первом плане картины Доменикино Цампьери, что усиливает чувство непосредственности происходящего. Здесь особенно важна фигура Авраама, одетого в богатые голубые и красные одежды.
Работам художника (фрески в римских церквах Сан-Луиджи деи Франчези, 1616–1617, и Сант-Андреа делла Валле,1624–1628; картины «Последнее причастие святого Иеронима», 1614, Ватиканская пинакотека; «Охота Дианы», 1617–1618, Галерея Боргезе, Рим) присущи композиционная ясность, идеализация образов, локальный цвет. Фоном картин служит обычно идиллический ландшафт. В ранний период творчества Доменикино расписывал дворец Фарнезе, писал фрески в церкви Сант-Онофрио. Работал вместе с Гвидо Рени в церкви Святого Григория Великого. Увидев там его фреску «Бичевание Святого Андрея», Аннибале Карраччи признал, что учится теперь у его искусства.
Затем Доменикино Цампьери расписывал церкви Сан Луиджи деи Франчези (цикл «Жизнь Святой Цецилии»), Санта Мария ин Трастевере и другие римские церкви, а также виллу Альдобрандини во Фраскати. С 1630 работал в Неаполитанском соборе (цикл «Жизнь Святого Януария» и другие).
Доменикино вскоре стал популярным художником и создал много росписей во дворцах, на виллах и в капеллах в окрестностях Рима. Хотя его творчество принадлежит эпохе барокко с характерными для нее вихрями и живописными эффектами, по своему стилю Доменикино был верен классицизму. Из-за этого его враждебно встретили в Неаполе, который он был вынужден надолго покинуть, оставив многие свои работы незаконченными.
Академические по художественным принципам работы художника Доменикино Цампьери, фрески и станковые композиции (росписи в римских церквах Сан-Луиджи деи Франчези, 1616–1617, и Сант-Андреа делла Валле, 1624–1628; «Охота Дианы», 1617–1618, Галерея Боргезе, Рим) отмечены тенденциями бароккo и классицизма, характерными для художников болонской школы – декоративно упорядоченным композиционным построением, гибким подвижным линейным ритмом, светлым нарядным колоритом. Пейзажи Доменикино Цампьери повлияли на творчество Клода Лоррена. Умер Доменикино Цампьери 6 апреля 1641 в Неаполе.