Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Доменико ди Бартоло
Картины и биография

Доменико ди Бартоло (Domenico di Bartolo) (1400–1445)
Сиенский художник периода поздней итальянской готики и кватроченто проторенессанса. В сиенских документах имя Доменико ди Бартоло впервые появляется в 1420 году в качестве участника каких-то работ в сиенском соборе, которые в документе не названы, а в списке Гильдии сиенских художников его имя появляется в 1428 году.

Доменико ди Бартоло Забота о больных
Забота о больных, 1441–1442
Санта Мария делла Скала, Сиена

В этом же 1428 году Доменико побывал в Риме и видел там работы Пизанелло в церкви Сан Джованни ин Латерано, которые произвели на него впечатление. Живописца Доменико ди Бартоло справедливо считают проводником флорентийских художественных новаций, которые проявились у него с первых же работ.

В самом раннем из приписываемых ему сегодня произведений, хранящейся в Национальной галерее в Вашингтоне, небольшой картине «Мадонна с младенцем, святыми Петром и Павлом» (около 1430) искусствоведы усматривают заимствования из творчества сразу нескольких флорентийских художников.

Количество его станковых произведений, дошедших до наших дней, невелико. Среди них бесспорным шедевром является «Мадонна умиление», на которой стоит его подпись и дата (1433, Сиена, Пинакотека). В ней ощущается как «телесность» Мазаччо, так и тонкое изящество Филиппо Липпи. Но кроме этого в картине есть прямые заимствования – один из ангелов очень напоминает ангела с картины Липпи, а младенец сосущий палец взят из «Пизанского полиптиха» Мазаччо. Влияние Филиппо Липпи можно усмотреть и в «Мадонне с младенцем на троне», хранящейся в Музее университета в Принстоне.