Доменико Венециано
Картины и биография
Доменико Венециано (Domenico Veneziano) (до 1410–1461)
Итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения.
Год и месяц рождения точно неизвестны. Первые сведения о Доменико Венециано
сохранились в письме, отправленном им 1 апреля 1438 года из Перуджи во Флоренцию, в котором он
предлагает семье Медичи свои услуги как живописец.
По неподтвержденным сведениям учился в Венеции, примерно с 1439 работал во Флоренции. В 1439–1445 годах Доменико Венециано расписал после Алессо Бальдовинетти хор церкви Сант Эджидио при больнице Санта Мариа Нуова (вместе со своим учеником Пьеро делла Франческа, фрески не сохранились). Преодолев традиции позднеготической живописи, художник Доменико Венециано в своих зрелых работах (“Алтарь святой Лучии”, около 1445–1448, Уффици) показал себя мастером перспективы и пластической передачи объема.
Подписных работ всего две: алтарный образ Мадонны на троне с Иоанном Крестителем, святыми Франциском, Зиновием и Лючией (Галерея Уффици, первоначально находилась в церкви Санта Лучия деи Маньоли); и фреска – “Мадонна на троне с богом-отцом” – теперь в Лондонской Национальной галерее. Доменико Венециано приписываются также тондо “Поклонение волхвов” (Берлин), фрески “Святой Франциск и Иоанн Креститель” (Санта Кроче), “Святой Иоанн в пустыне” (Национальная галерея, Вашингтон), три картины “Мадонна с младенцем” (бывшее королевское собрание, Румыния; собрание Беренсон, Флоренция; и Национальная галерея, Вашингтон), а также женские портреты в музеях Милана, Флоренции, Берлина, Лондона.
В отличие от современных ему художников флорентийской школы, Доменико Венециано питал активный интерес к колористическим задачам, используя цвет для выражения эмоциональных оттенков. Серебристый тон его картин (“Благовещение”, Музей Фицуильяма, Кембридж) объединяет цветовую гамму, создает ощущение их наполненности светом и воздухом. Достижения Доменико Венециано были развиты его учеником Пьеро делла Франческа. Умер Доменико Венециано в 1461 году во Флоренции.