Джентиле да Фабриано
Картины и биография
Джентиле да Фабриано (Gentile da Fabriano) (1360–1427)
Римский живописец периода поздней итальянской готики. Родился в Фабриано около 1360 года.
Джентиле да Фабриано был учеником Аллегретто Нуци, живописца родом из Фабриано, работавшего во Флоренции.
Джентиле да Фабриано вышел из Умбрии, но выполнял заказы на живописные произведения в разных городах Италии. В своем творчестве испытал влияние работ живописцев северных стран (венецианских и фламандско-французских мастеров). Первое упоминание о Джентиле да Фабриано в архивных документах Рима относится к 1408 году, во Флоренции художник был записан в цех врачей и аптекарей (мастеров живописи причисляли к этому цеху) в 1422 году. Работал также в Венеции (1409), Бреше (1419), Сиене (1421 и 1425), Орвието (1425) и Риме (1427), где расписывал базилику Сан Джованни ин Латерано (фрески уничтожены в 17 веке при перестройке Борромини).
В картине «Поклонение волхвов» три волхва поклоняются младенцу Христу. Каждый из царей и участников их свиты наряжен в роскошный костюм из золотой парчи. Золото присутствует всюду в деталях композиции этого богатого алтаря, заказанного семьей Строцци для украшения их капеллы в церкви Санта Тринита во Флоренции. Только семья очень богатого флорентийского купца могла позволить себе заказать изображение подобного сюжета, где в таком очень большом количестве применяются дорогостоящий синий пигмент (приготовляемый из ляпис-лазури) и листы золота. Их художники использовали часто и для того, чтобы продемонстрировать высокое социальное положение донатора.
Достоверные работы: «Поклонение волхвов» (1423, Галерея Уффици, Флоренция) по заказу Паллы Строцци для церкви Санта Тринита – теперь в Уффици, часть пределлы – в Лувре; полиптих Кваратези (1425) для церкви Сан Никколо, центральный образ Мадонны; теперь в лондонской Национальной галерее, створки со святыми – в Уффици, части предела – в Ватиканской пинакотеке и в вашингтонской Национальной галерее; полиптих «Венчание Богоматери со святыми» – в Брере. Кроме того, Мадонны в Сеттиньяно (собрание Беренсона), Перудже (пинакотека), Пизе (пинакотека), Веллетри (собор), Нью-Хавене (собрание Джарвза), Нью-Иорке (Метрополитен-музей), Берлине (муэеи), «Мадонна во славе» (Маэста) – остатки фрески в соборе города Орвието (1425).
Творчество Джентиле да Фабриано – типичный образец стиля интернациональной готики, для которого характерны утонченная элегантность, нарастание светских тенденций и интерес художника к натуралистическим деталям. В картинах Джентиле да Фабриано последняя черта проявляется в реалистической трактовке животных, птиц и растений. Умер Джентиле да Фабриано в Риме в 1427 году.