Морони Джованни
Картины и биография
Морони Джованни Батиста (Moroni Giovanni Battista) (1525–1578)
Итальянский живописец эпохи Позднего Возрождения, один из крупнейших портретистов 16 столетия.
Родился около 1525 в Альбино, провинция Бергамо.
Испытал влияние Лоренцо Лотто, Тициана и Алессандро Моретто, у которого учился в 1540–1549 годах.
Работал в Тренто, Бергамо, Альбино, Вероне, Милане. Пребывание Морони в Тренто совпало с заседанием Тридентского собора (1551–1553).
К периоду середины 16 века относятся работы художника в алтаре собора Санта-Мария Маджоре в Бергамо.
Герцог Альбукерке представлен Морони во всем великолепии его сословного достоинства. Он изображен со шпагой, что, очевидно, указывает на готовность защитить в момент опасности честь семьи и свой город. Дух рыцарственности выражен в сдержанной и гордой позе мужчины, а также в надписи на стене «Страх неведом мне и даже смерть не пугает меня».
Портреты Морони, мастера брешианской школы, исполнены в сдержанной цветовой гамме, отличаются проницательностью характеристики, простотой композиции, естественностью облика модели (“Портной”, 1560–е годы, Национальная галерея, Лондон; “Портрет мужчины”, 1560–е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Джованни Морони не только, подобно своему учителю Алессандро Моретто, сохраняет приверженность к реалистическому методу, но его портреты представляют собой значительный и своеобразный вклад в реалистическую линию развития искусства позднего Возрождения.
Для портретов Морони зрелого периода, начиная с 1560–х годов, характерна правдивая и точная передача облика и характера представителей почти всех социальных прослоек городов тогдашней террафермы (“Портрет ученого”, “Портрет Понтеро”, “Портрет портного” и др.). Последний портрет отличается отсутствием какой бы то ни было героизации образа и внимательно точной передачей внешнего сходства и склада характера портретируемого. Вместе с тем это пример своеобразной жанризации портрета, придающей изображению особую жизненную конкретность и достоверность. Портной изображен стоящим за рабочим столом с ножницами и тканью в руках. Он на мгновение приостановил свою работу и внимательно вглядывается в как бы вошедшего в комнату зрителя. Если сама ясная и пластическая передача формы, господствующее положение человеческой фигуры в композиции характерны для искусства Возрождения, то жанровая трактовка композиционного мотива выходит уже за пределы ренессансного реализма, предвосхищая искания мастеров 17 века.
В портрете герцога Альбукерке художник пристально всматривается в натуру, сочетая поразительную точность в передаче модели с любовью к роскошному колориту и богатой нюансировке цвета, отражающей влияние живописи венецианских мастеров Джорджоне и Тициана, Освободив фон портрета от всех второстепенных деталей, Джованни Батиста Морони придает ею композиции строгую простоту, которая подчеркивает значительность воплощенного им образа.
Джованни Батиста Морони был весьма востребованным портретистом в Бергамо. Художник оказал воздействие на творчество фра Гальгарио и Пьетро Лонги. Его учеником был Джованни Паоло Каванья. Лучшей коллекцией картин Морони располагают Лондонская национальная галерея и галерея Уффици, портреты, написанные художником Джованни Батиста Морони, хранятся также во многих других музеях мира.
Масштабный характер полнофигурных портретов Морони (на них часто изображаются и люди скромного социального происхождения) ставит художника в ряд ведущих представителей этого жанра живописи в 16 веке. Скончался Джованни Батиста Морони 5 февраля 1578 года в Бергамо.