Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Нероччо де Ланди
Картины и биография

Нероччо де Ланди (Neroccio de Landi) (1447–1500)
Сиенский живописец и скульптор эпохи Раннего Возрождения в итальянском искусстве. Родился в аристократической семье Ланди дель Поджо. Полное имя Нероччо ди Бартоломео ди Бенедетто де Ланди. Работы художника отличает тонкий и светлый лиризм, характерный для тосканской живописи конца 14 века. В произведениях Нероччо де Ланди слились флорентийская ренессансная и проторенессансная тематика (Боттичелли, Верроккьо, Липпи), традиции сиенской школы, а также мотивы фламандской живописи.

Нероччо де Ланди Клавдия Квинта
Клавдия Квинта, 1490–1495,
Национальная галерея, Вашингтон
Нероччо де Ланди Архангел Гавриил
Архангел Гавриил, 1490–е
Музей искусства, Будапешт
Нероччо де Ланди Портрет женщины
Портрет женщины, 1485, Вашингтон,
Национальная галерея искусства

Учился Нероччо в мастерской Лоренцо ди Пьетро ди Джованни, по прозвищу Веккьетта, видного сиенского художника конца 15 века. В архивных документах Сиены первый самостоятельный заказ, который получил Нероччо де Ланди (изготовление скульптуры для братства святого Джироламо) отмечен 1468 годом.

Вместе с художником, скульптором и инженером Франческо ди Джорджо Мартини в период с 1468 по 1475 год были созданы самые интересные из ранних работ Нероччо де Ланди – «Сцены из жизни святого Бенедикта» (1472–1474, Флоренция, галерея Уффици), «Ассунта» (1472–1475) для аббатства Монте Оливьето Маджоре, «Благовещение» (1475, Нью Хэвен, Художественная галерея Йельского университета). В течение десяти лет с 1475 по 1485 год художник создает ряд многочисленных и однотипных работ «Деву Марию с младенцем» или «Мадонну» в кругу разнообразных святых, в этих картинах и фресках заметно флорентийское влияние фра Филиппо Липпи.

Однако в более зрелый период творчества Нероччо де Ланди создает замечательный женский образ – портрет неизвестной девушки, в котором ощущается не сиенский, а флорентийский ренессансный дух – «Женский портрет» (около 1485, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Это довольно редкий для сиенской живописи светский портрет девушки со светлыми волосами. Картина была написана художником Нероччо де Ланди практически в те же времена (или немного позднее), когда святой Бернардин в своих сиенских проповедях хулил молодых женщин, осмеливавшихся в публичных местах сидеть на солнце с распущенными волосами.

Другое не менее интересное произведение позднего периода Нероччо де Ланди – это картина, на которой изображена «Клавдия Квинта» (1490–1495, Вашингтон, Национальная галерея искусства). После многочисленных святых Нероччо де Ланди создал работу с изображением античной героини. В картине сиенского мастера чувствуется явное влияние флорентийского ренессансного духа Сандро Боттичелли и других художников свободной Флоренции. Клавдия Квинта была весталкой во времена Пунических войн, которую обвинили в нарушении чистоты и непорочности (нарушивших обет весталок хоронили заживо).

В это время римляне, чтобы успешно закончить войну с Ганнибалом, послушались пророчества, которое требовало перевезти в Рим священное каменное изваяние богини Кибелы. Однако корабль с этой статуей сел на мель в устье Тибра, что предвещало суеверным римлянам несчастье. Клавдия Квинта обратилась к Великой священной матери Кибеле с мольбой засвидетельствовать ее невинность, после чего взяла в руки канат, слегка потянула корабль, и он двинулся с места. С этим кораблем в руке Клавдия Квинта и изображена на картине Нероччо де Ланди.

Кроме крупных станковых произведений из позднего творчества Нероччо до наших дней дошли: таволетта с изображением «Мадонны, представляющей Христу Сиену» (1480, Сиена, Городской архив), которую он написал для сиенской Биккерны, а также несколько скульптур, созданных им в 1480–1490 годах – Сивилла Геллеспонтская (1483), надгробный монумент Томмазо Пикколомини дель Теста (1485), Святая Екатерина Александрийская (1490). Скончался художник Нероччо де Ланди на родине в своем доме в 1500 году в Сиене.