Пальма Веккьо Якопо
Картины и биография
Пальма Веккьо Якопо (Palma Vecchio Jacopo) (около 1480–1528)
Итальянский живописец эпохи Высокого Возрождения. Собственно, Якопо Негретти (Jacopo Negretti).
Учился у Джованни Беллини, испытал влияние Лоренцо Лотто, Витторе Карпаччо, Джорджоне, Тициана; работал в Венеции.
Якопо Пальма Старший по своей творческой манере он ближе всего к Тициану, хотя и значительно уступает ему во всех отношениях.
Религиозные и мифологические композиции, а также портреты художника отличает звучная сочность колорита при некотором его однообразии
(эти свойства присущи и его композиционным приемам), а также оптимистическая жизнерадостность образов.
Передаче свето-цветовых эффектов уделяется в этой картине не меньшее внимание, чем истолкованию сюжета. Например, изображая Марию в красном одеянии, мастер Пальма Веккьо дает этот цвет в богато разработанных тональных переходах от темного к светлому, которые следуют за изгибами ткани, образующей мягкую драпировку у колен Марии. Такой реалистический подход художника к изображению святых сочетается с идеализацией ангелоподобного лица Мадонны.
Существенной особенностью творчества Пальмы было создание им художественного типа венецианки – пышной белокурой красавицы. Этот тип женской красоты оказал некоторое влияние на искусство молодого Тициана. Лучшие его работы – “Две нимфы” (1510–1515; Франкфурт-на-Майне), “Три сестры” (1520) и “Иаков и Рахиль” (около 1520), последние находятся в Дрездене. В Эрмитаже хранится его “Мужской портрет”.
Один из лучших мужских портретов, созданных Пальма Веккьо, – “Неизвестный юноша” (1510–е, Пинакотека, Мюнхен). Он близок в нем манере Джорджоне, однако отличается от Джорджоне передачей активного волевого начала. Полный сдержанной силы поворот головы, властно-энергичные черты красивого лица, почти стремительный жест поднятой к плечу кисти руки, сжимающей перчатку, упругая напряженность контуров в значительной мере нарушают свойственный образам Джорджоне дух замкнутой самопогруженности.
Произведения Пальма Веккьо (“Три сестры”, около 1515–1518, Картинная галерея, Дрезден; политриптих “Святая Варвара со святыми” алтаря церкви Санта-Мария Формоза в Венеции) отличаются типичной для венецианской школы живописи мягкой, насыщенной цветовой гаммой, идилличностью пейзажных фонов, жизнерадостным полнокровием персонажей. Якопо Пальма Веккьо в своих картинах часто помещал религиозные сцены в идиллическое, пасторальное окружение.
В картинах Пальма Веккьо часто изображается пышная белокурая красавица – тип, который становится отличительным признаком живописной манеры этого художника. Якопо Пальма Веккьо был признанным портретистом и выполнял также множество работ по заказу церкви. К их числу относятся алтари с изображением Мадонны и младенца в окружении святых (композиция Sacra Conversazione). Самым знаменитым из них является алтарь Санта Барбара, написанный для церкви Санта Мария Формоза в Венеции.
Картины художника Пальмы Веккьо выполнены уверенным рисунком, отличаются красивой композицией, наполнены блестящим и тёплым колоритом. Фигуры его картин, в большинстве случаев выполненные на фоне пейзажа, имеют благородный характер и одеты в широкие одежды с широкими складками. Созданный художником тип пышной, белокурой горожанки был популярным в искусстве Венеции 1-й половины 16 века.