Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Пизано
Скульптуры и биография

Пизано (Pisano), прозвище нескольких знаменитых итальянских скульпторов и архитекторов 13–14 веков, мастеров итало-византийского искусства и проторенессанса.

Никколо (Никола) Пизано (около 1220 – между 1278 и 1284), скульптор, один из основоположников Проторенессанса в Италии; сложился под воздействием южно-итальянской и тосканской скульптуры, изучал древнеримскую пластику. Его произведения (мраморные кафедры баптистерия в Пизе, окончены в 1260, и собора в Сиене, совместно с Арнольфо ди Камбио и Джованни Пизано, 1265–1268) отличаются величавостью, тектонической и пластической мощью, осязательностью скульптурной формы.

Пизано Никколо Христос на Страшном Суде
Христос на Страшном Суде
1265–1268, Дуомо, Сиена
Пизано Андреа Кампанила собора Санта Мария дель Фьоре
Кампанила собора Санта
Мария дель Фьоре, 1337–1343

Работа «Иоанн Креститель». Бронзовый, исполненный лиризма рельеф изображает Святого Иоанна, крестящего группу людей к реке Иордан. Позади него – гора с деревьями, представленная художником совершенно в другом масштабе, но удачно ограничивающая пространство сцены. Никколо Пизано, вероятно, учился у ювелира, что позволило ему тонко и подробно изобразить детали – например, изящные изгибающиеся драпировки. Рельеф находится на южных дверях флорентийского баптистерия, для которых Пизано создал 28 сцен из жизни Иоанна Крестителя, святого покровителя города (другие двери исполнил в 15 веке Лоренцо Гиберти). Каждая сцена помещена внутри квадрифория, популярной тогда формы, заимствованной из французской готики. Творчество Пизано оказало влияние на Донателло, Гиберти и Луку делла Роббиа.

Начальный период своей деятельности Никколо Пизано провел на юге Италии, при дворе императора Фридриха II Гогенштауфена. Именно там он соприкоснулся с римской традицией, которой подражали придворные апулийские мастера. Самое раннее из известных нам произведений Никколо, исполненное им уже в Пизе, где он основал свою школу, относится к 1200 году и свидетельствует о знакомстве мастера с образцами позднеримского античного рельефа. Кафедра пизанского баптистерия – памятник огромного значения в развитии итальянской скульптуры. Церковные кафедры, с которых выступали странствующие монахи-проповедники, были распространены в 13 веке и служили основным местом для применения рельефных композиций.

Пизано Андреа Санта Репарата Скульптура готики
Санта Репарата
Музей дель Дуомо, Флоренция
Пизано Андреа Иоанн Креститель
Иоанн Креститель
1265–1268, Дуомо, Сиена

Возвышаясь на семи колонках, кафедра Никколо Пизано представляла собой целое архитектурное сооружение и была обозрима со всех сторон, благодаря чему скульптурные изображения, украшавшие ее базу и высокую шестиугольную балюстраду, могли без труда рассматриваться молящимися. В тимпанах арок помещены изображения пророков и евангелистов, а над капителями поставлены статуи добродетелей. На балюстраде были исполнены мраморные рельефы с изображением евангельских сцен: «Рождество» вместе с «Благовещением», «Поклонение волхвов», «Принесение во храм», «Распятие» и «Страшный суд». В «Принесении во храм» преобладает тонкий линейный ритм композиции; на заднем плане даны архитектурные изображения.

В «Страшном суде» заметны измельчание форм, некоторая утрированная подвижность фигур, нервная напряженность, связанные с элементами французской готики. Но последняя не играет сколько-нибудь решающей роли в создании этого памятника. В мощном искусстве Никколо Пизано античность впервые заговорила с такой жизненностью и силой, что именно кафедра пизанского баптистерия позволяет говорить о зарождении новой художественной эпохи. Переосмыслив традиционные религиозные образы, мастер освободил их от спиритуализма средневековых представлений и в центр внимания поставил человека, полного достоинства и силы. Именно эти черты творчества Никколо сделали его идейным предшественником Джотто и других передовых мастеров Проторенессанса.

Пизано Андреа Посещение
Андреа Пизано, Посещение,
1330, Баптистерий, Флоренция
Пизано Андреа Рождение Спасителя
Андреа Пизано, Рождение
Спасителя, 1330 год, Флоренция
Пизано Андреа Надежда
Андреа Пизано, Надежда, 1330
Баптистерий, Флоренция

Джованни Пизано (около 1245–1250 – после 1314), скульптор и архитектор, сын и ученик Никколо Пизано, около 1270–1276 работал, видимо, во Франции, испытал влияние французской готической пластики. Скульптурным работам Джованни Пизано (статуи на фасаде сиенского собора, 1284–1299, кафедра церкви Сант-Андреа в Пистое, окончена в 1301), проникнутым страстной эмоциональной напряженностью, присуще сочетание проторенессансных пластических исканий с готической изломанностью контуров. Его архитектурное творчество (нижняя часть фасада сиенского собора, 1284–1299) развивалось в русле готики.

Андреа Пизано (собственно Андреа да Понтедера, Andrea da Pontedera) (около 1290–1348 или 1349), скульптор и архитектор. В его скульптуре (рельефы южных дверей флорентийского баптистерия , позолоченная бронза, 1330–1336; рельефы и статуи кампанилы флорентийского собора, мрамор, 1337–1343, ныне в Музее собора, Флоренция) ясность композиции сочетается с изысканностью форм, линеарностью и мягкой плавностью ритмов. Как архитектор Андреа Пизано руководил строительством кампанилы флорентийского собора (1337–1343) и сооружением собора в Орвието (1347–1348).

Нино Пизано (около 1315–1368), скульптор, архитектор и ювелир, сын и ученик Андреа Пизано. После смерти отца он продолжил строительство собора в Орвието. Для скульптурного творчества Нино Пизано, сложившегося под воздействием французской готической пластики, характерны готический S-образный изгиб фигур, иррациональность линейных ритмов (“Мадонна”, мрамор, 1343–1347, Музей собора, Орвието).