Пизано
Скульптуры и биография
Пизано (Pisano), прозвище нескольких знаменитых итальянских скульпторов и архитекторов 13–14 веков, мастеров итало-византийского искусства и проторенессанса.
Никколо (Никола) Пизано (около 1220 – между 1278 и 1284), скульптор, один из основоположников Проторенессанса в Италии; сложился под воздействием южно-итальянской и тосканской скульптуры, изучал древнеримскую пластику. Его произведения (мраморные кафедры баптистерия в Пизе, окончены в 1260, и собора в Сиене, совместно с Арнольфо ди Камбио и Джованни Пизано, 1265–1268) отличаются величавостью, тектонической и пластической мощью, осязательностью скульптурной формы.
Работа «Иоанн Креститель». Бронзовый, исполненный лиризма рельеф изображает Святого Иоанна, крестящего группу людей к реке Иордан. Позади него – гора с деревьями, представленная художником совершенно в другом масштабе, но удачно ограничивающая пространство сцены. Никколо Пизано, вероятно, учился у ювелира, что позволило ему тонко и подробно изобразить детали – например, изящные изгибающиеся драпировки. Рельеф находится на южных дверях флорентийского баптистерия, для которых Пизано создал 28 сцен из жизни Иоанна Крестителя, святого покровителя города (другие двери исполнил в 15 веке Лоренцо Гиберти). Каждая сцена помещена внутри квадрифория, популярной тогда формы, заимствованной из французской готики. Творчество Пизано оказало влияние на Донателло, Гиберти и Луку делла Роббиа.
Начальный период своей деятельности Никколо Пизано провел на юге Италии, при дворе императора Фридриха II Гогенштауфена. Именно там он соприкоснулся с римской традицией, которой подражали придворные апулийские мастера. Самое раннее из известных нам произведений Никколо, исполненное им уже в Пизе, где он основал свою школу, относится к 1200 году и свидетельствует о знакомстве мастера с образцами позднеримского античного рельефа. Кафедра пизанского баптистерия – памятник огромного значения в развитии итальянской скульптуры. Церковные кафедры, с которых выступали странствующие монахи-проповедники, были распространены в 13 веке и служили основным местом для применения рельефных композиций.
Возвышаясь на семи колонках, кафедра Никколо Пизано представляла собой целое архитектурное сооружение и была обозрима со всех сторон, благодаря чему скульптурные изображения, украшавшие ее базу и высокую шестиугольную балюстраду, могли без труда рассматриваться молящимися. В тимпанах арок помещены изображения пророков и евангелистов, а над капителями поставлены статуи добродетелей. На балюстраде были исполнены мраморные рельефы с изображением евангельских сцен: «Рождество» вместе с «Благовещением», «Поклонение волхвов», «Принесение во храм», «Распятие» и «Страшный суд». В «Принесении во храм» преобладает тонкий линейный ритм композиции; на заднем плане даны архитектурные изображения.
В «Страшном суде» заметны измельчание форм, некоторая утрированная подвижность фигур, нервная напряженность, связанные с элементами французской готики. Но последняя не играет сколько-нибудь решающей роли в создании этого памятника. В мощном искусстве Никколо Пизано античность впервые заговорила с такой жизненностью и силой, что именно кафедра пизанского баптистерия позволяет говорить о зарождении новой художественной эпохи. Переосмыслив традиционные религиозные образы, мастер освободил их от спиритуализма средневековых представлений и в центр внимания поставил человека, полного достоинства и силы. Именно эти черты творчества Никколо сделали его идейным предшественником Джотто и других передовых мастеров Проторенессанса.
Джованни Пизано (около 1245–1250 – после 1314), скульптор и архитектор, сын и ученик Никколо Пизано, около 1270–1276 работал, видимо, во Франции, испытал влияние французской готической пластики. Скульптурным работам Джованни Пизано (статуи на фасаде сиенского собора, 1284–1299, кафедра церкви Сант-Андреа в Пистое, окончена в 1301), проникнутым страстной эмоциональной напряженностью, присуще сочетание проторенессансных пластических исканий с готической изломанностью контуров. Его архитектурное творчество (нижняя часть фасада сиенского собора, 1284–1299) развивалось в русле готики.
Андреа Пизано (собственно Андреа да Понтедера, Andrea da Pontedera) (около 1290–1348 или 1349), скульптор и архитектор. В его скульптуре (рельефы южных дверей флорентийского баптистерия , позолоченная бронза, 1330–1336; рельефы и статуи кампанилы флорентийского собора, мрамор, 1337–1343, ныне в Музее собора, Флоренция) ясность композиции сочетается с изысканностью форм, линеарностью и мягкой плавностью ритмов. Как архитектор Андреа Пизано руководил строительством кампанилы флорентийского собора (1337–1343) и сооружением собора в Орвието (1347–1348).
Нино Пизано (около 1315–1368), скульптор, архитектор и ювелир, сын и ученик Андреа Пизано. После смерти отца он продолжил строительство собора в Орвието. Для скульптурного творчества Нино Пизано, сложившегося под воздействием французской готической пластики, характерны готический S-образный изгиб фигур, иррациональность линейных ритмов (“Мадонна”, мрамор, 1343–1347, Музей собора, Орвието).