Ротари Пьетро
Картины и биография
Ротари Пьетро (Rotari Pietro) (1707–1762)
Итальянский живописец периода рококо и неоклассицизма.
Родился 30 сентября 1707 в Вероне. Учился сначала у Р. Ауденарде и у Антонио Балестра, затем у Франческо Тревизани в Риме и у Солимена в Неаполе.
Из ранних работ известны несколько образов для Веронской церкви, картины «Св. Людовик», «Вознесение» (обе в Падуе), «Рождество Богородицы» (в Риме).
В 1750 году художник переехал в Вену, затем работал в Дрездене и Мюнхене. Из дрезденских работ известны «Портрет Карла, герцога Курляндского», «Святой Иаков», «Святая Магдалина», «Бегство в Египет», «Монах»; из мюнхенских – «Прерванный сон» и «Плачущая девочка». При саксонском дворе в Дрездене Ротари работал как придворный живописец.
В 1756 художник был приглашен ко двору императрицы Елизаветы Петровны и оставался в России до конца своих дней. Жил в Петербурге, имел множество заказов, пользовался большим почетом. Пьетро Ротари писал в стиле рококо преимущественно идиллические изображения женских головок и жанровых фигур. Произведения Пьетро Ротари использовались также в оформлении дворцовых кабинетов в Ораниенбауме, Архангельском, Кускове.
Живописец Ротари создал в Санкт-Петербурге множество портретов, среди которых и портреты императриц: Елизаветы Петровны в черной мантии с черной кружевной наколкой (по мнению современников, самый похожий из всех портретов) и Екатерины II. Работал также и в обрасти графики. Творчество Ротари оказало влияние на русских портретистов, таких как Ф. С. Рокотов, И. С. Аргунов и других. Умер Пьетро Ротари в Санкт-Петербурге в 1762 году. После его смерти Екатерина II скупила все (более трехсот) оставшиеся в его мастерской картины и приказала разместить их в особом зале Большого петергофского дворца, в так называемом «Кабинете мод и граций».