Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Солимена Франческо
Картины и биография

Солимена Франческо (Solimena Francesco) (1657–1747)
Итальянский живописец позднего барокко. В художественных кругах имел прозвище «Аббат Чиччо». Родился в Неаполе в семье художника Анджело Солимены. На его формирование оказали влияние росписи и картины Луки Джордано в церквях Неаполя. Подражание караваджистским приемам Джордано проявилось в ранних работах художника – фресковых росписях в церкви Санта Мария донна Реджина и в церкви Джезу Нуово. Однако в изображении Солименой переживаний героев ощутима более глубокая эмоциональная трактовка, чем у Джордано, склонного к более поверхностному толкованию религиозных сюжетов.

Солимена Франческо Аллегория Власти
Аллегория Власти, 1690
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Солимена Франческо Ревекка у колодца
Ревекка у колодца, 1700
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Солимена Франческо Битва кентавров с лапифами
Битва кентавров с лапифами, 1735
Частное собрание

Первой крупной работой художника явились росписи в Сан Паоло Маджоре в Неаполе, где им были написаны сцены «Падение Симона Мага» и «Обращение Павла» (около 1690). Среди сложных многоэтажных архитектурных сооружений, уводящих взгляд смотрящего далеко ввысь, парят маленькие фигурки святых и ангелов. В отличие от Джордано Солимена будет часто вводить подобные иллюзорные перспективные постройки. Взметнувшиеся в бурном движении, фигуры рождают, однако, ощущение чувственного праздничного духа, предвосхищая дух изящных светских аллегорий рококо. Караваджистский прием драматической игры пятен света и тени придает эмоциональную напряженность композиции полотна «Мученичество святой Юстинианы» в алтаре церкви Сан Паоло Маджоре в Неаполе.

После посещения Солименой около 1700 Рима в его живописи усиливается рассудочность, классицистические черты под влиянием искусства К. Мараты и мастеров его круга. Солимена приобретает большую известность, исполняя заказы для дворов Франции, Испании, Австрии, Португалии. В Италии его приглашают для работы в Турин, Геную, но он остается верным Неаполю, где продолжает работать, выполняя, однако, и другие важные заказы. В этом ему помогают ученики, воспитанные в созданной художников «Академии» (Accademia Solimenesca), такие как С. Конка, К. Джакунито, Ф. де Мура, Дж. Бонито и другие.

Этапными работами Франческо Солимена в Неаполе стали росписи плафона церкви Сан Доменико Маджоре и Джезу Нуово (эскиз хранится в Лувре), в которых сказались черты поздней манеры художника: более тяжелый колорит; усилившейся рационализм композиционного и живописного решения, несмотря на бравурный мазок; некоторая застылость поз, жестов в изображении маленьких фигур святых, парящих среди мощных архитектурных сооружений.

В подобной манере, по-видимому, были исполнены и росписи плафонов зала Сената в Генуе (1715–1717, погибли), к которым сохранились два эскиза – «Мученичество святой Юстинианы» (Национальные галереи Каподимонте), «Прибытие праха Иоанна Крестителя» (Генуя, собрание Де Феррари). И наряду с этими декоративными работами, в которых сказалось усиление классицистических черт, художник создает ряд станковых полотен («Похищение Орейтии», Рим, Галерея Спада; «Ревекка и Элиазар», Вена, Академия художеств), в которых с рокайльным изяществом, а не барочно-классицистической патетикой переданы мифологические сцены.

Солимена играл видную роль в Академии художеств Неаполя. По его инициативе в 1704 в Болонье (в 1733 – в Неаполе) был издан «Словарь итальянских живописцев» П. А. Орланди, а в 1742 – труд Б. Де Доменичи «История неаполитанской живописи».

Высоко ценились современниками портреты кисти Солимены. В его полотнах «Мужской портрет» (Венеция, собрание Сонино), «Мужской портрет» (Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) подчеркнут аристократизм портретируемых. Портреты барочны по своему образному строю, о чем свидетельствуют величавость поз, элегантность пышных одежд, изображение моделей на фоне торжественных занавесов в кабинетах с книгами и пером, сквозь окна которых виден родовой замок. Светской утонченностью наделены портретные образы в полотне «Граф Альтан преклоняет колени перед австрийским императором Карлом VI» (Вена, Художественно-исторический музей), что, однако, не умаляет их внутренней холодности.

Среди работ художника выделяется «Автопортрет» Франческо Солимены (Неаполь, Национальный музей Сан Мартино), в котором живописец стремится подчеркнуть интеллектуальный характер творчества живописца, особенности его ремесла, изобразив себя в мастерской за мольбертом, рядом с созданными им стоящими на стайках холстами. Как всегда это рассказ о жизни, творчестве, судьбе художника.

Творчество Солимены оказало большое влияние на его учеников, работавших в первой половине 18 века в Риме, его живопись изучали С. Риччи, О. Фрагонар и другие известные мастера, многие из которых исполняли гравюры с его произведений. Солимена был очень плодовит и написал огромное количество портретов, пейзажей, картин на исторические сюжеты. И все же к лучшим работам художника относят монументальные фрески в церкви Сан Паоло Маджоре в Неаполе.
Скончался Франческо Солимена в 1747 году Неаполе.