Учелло Паоло
Картины и биография
Учелло Паоло (Uccello Paolo) (1397–1475)
Итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения.
Собственно, настоящая фамилия художника ди Доно (di Dono).
Работал во Флоренции в мастерской Лоренцо Гиберти в 1407–1411 годах, а также в Венеции, Падуе и Урбино.
В ранний период творчества Учелло тяготел к традициям поздней готики, но под влиянием
Донателло, Филиппо Брунеллески, Мазаччо страстно увлекся проблемами нового
ренессансного искусства. Органически сочетая любовь к живописи и к науке, он
изучал строение растений и животных, законы построения пространства по правилам математической перспективы.
Учелло создал три варианта монументальной исторической композиции “Битва при Сан-Романо” (середина 1450–х годов, Уффици, Лувр, Париж и Национальная галерея, Лондон ), ставшей одним из истоков европейского батального жанра. Эта картина “Битва при Сан-Романо” является одной из трех работ Учелло, изображающих победу флорентийцев над сиенцами в битве при Сан-Романо в 1432 году. Первоначально они висели в большом зале Палаццо Медичи во Флоренции. Здесь показан флорентийский полководец Никколо да Толентино, сидящий на белом коне.
Учелло был страстно увлечен передачей пространства и перспективного сокращения. Это особенно заметно в том, как показана лежащая на земле фигура в доспехах и сломанные пики, словно упавшие прямо на линии перспективы. Однако талант Учелло проявился и в изобилии деталей и странных форм. а также в изумительном воображаемом пейзаже на дальнем плане. Живописец, мозаичист, декоратор и мастер инкрустации, Учелло был одним из самых искусных и добросовестных мастеров своего времени.
Основное внимание Паоло Учелло уделял ракурсу, сложным разворотом многочисленных фигур. Перспектива понималась Учелло не просто как художественный прием, а как общий для природы и искусства закон.
Произведениям Учелло свойственны смелые, динамичные композиционные построения, звучность яркого, нарядного колорита, поэтическая сказочность (“Битва святого Георгия с драконом”, Музей Жакмар-Андре, Париж и Национальная галерея, Лондон) или героическая приподнятость образов (“Кондотьер Джованни Акуто”, фреска во флорентийском соборе Санта-Мария дель Фьоре, 1436). Своеобразие творческой манеры Учелло проявилось в изобилии деталей и необычных форм, в воображаемом пейзаже на дальнем фоне.