Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Ванни Липпо
Картины и биография

Ванни Липпо (Vanni Lippo) (1341–1375)
Итальянский художник сиенской школы, работал почти исключительно в Сиене. Липпо Ванни являлся братом Андреа Ванни, и также как его брат был не только художником, но и политиком, занимавшим несколько должностей в сиенском правительстве, и входившим в состав сиенского Совета Двенадцати.

Ванни Липпо Распятие
Распятие,
1350-1360 годы
Ванни Липпо Коронация Марии
Коронация Марии, 1360–е,
Сан Леонардо аль Лаго, Сиена

В сиенских архивных документах имя Ванни Липпо впервые упоминается в 1344 году, когда госпиталь Санта Мария делла Скала заказал ему иллюстрации в книге хоралов. Потом эта история приняла детективный оборот: Липпо забрал эту книгу себе и заложил ее, так что владельцу, госпиталю Санта Мария дела Скала, пришлось возвращать манускрипт с помощью судебного ордера и солдат. Сегодня трудно сказать, с чем связана эта история, вряд ли Липпо был примитивным вором, скорее ему просто не удалось договориться об устраивающей его цене за свою работу.

Липпо Ванни вырос на сиенской художественной традиции начала треченто. В своих работах он демонстрирует сильное влияние Липпо Мемми, Симоне Мартини, братьев Лоренцетти и Никколо ди сер Соццо. Он занимался миниатюрой, станковой живописью и фреской.

Ранние произведения Липпо – это почти исключительно миниатюры к манускриптам. Среди них можно назвать Книгу хоралов «Либро деи Конти Корренти» (1345, Сиена, собор), «Градуал» для Колледжата в городке Казоле д’Эльза (1345–1350), «Антифонарь Берри» (Кембридж, музей Фогга). Работы, которые приписываются Липпо Ванни в 1350–1360 годах включают «Мадонну с младенцем» (Перуджа, Национальная галерея Умбрии), миниатюры к семинарской книге хоралов (Сиена, Семинария Понтифика Пия XII), манускрипт «Антифонарь» (Сиена, собор) и фреску «Мадонна с младенцем и четырьмя святыми» в капелле Мартиноцци базилики Сан Франческо , которая выполнена так, словно это обычный алтарный полиптих с золоченой деревянной рамой, пределлой и прочими деталями.

В 1358 году Липпо Ванни для монастырской церкви Санто Доменико э Систо в Риме создал триптих, посвященный святой Аурее. На нем Липпо Ванни изобразил Мадонну с младенцем, святыми Доменико и Систо, и ангелами. У ног Мадонны художник изобразил прародительницу рода человеческого Еву, возле которой корчится змей искушения. Уникальное произведение со столь необычной иконографией имеет точную дату и подпись художника «LIPPUS VANNIS DE SENIS ME PINXIT SUB A.D Картины биография VCCCLVIII».

В 1360 – 1370–е годы Липпо Ванни декорировал триумфальную арку хора, и написал серию фресок «Сцены из жизни Марии», «Святые», и «Добродетели» в церкви Сан Леонардо аль Лаго под Сиеной. В этот же период он расписал триптих-реликварий «Святые Доминик, Петр-мученик и Фома Аквинский» (1374), который сегодня хранится в Ватикане, Христианский музей. Другой триптих-реликварий, «Мадонна с младенцем и святыми», который он создал в 1370–х годах находится в Галерее Уолтерса, Балтимор. Кроме этих небольших произведений, Липпо Ванни исполнил в технике гризайля фреску «Победа сиенцев при Валь ди Кьяно» (1372) в зале Маппемондо сиенской ратуши, а также совместно с Антонио Венециано расписал фресками свод сиенского кафедрального собора (1369-70). В 1372 году Липпо Ванни написал фреску «Благовещение» в сиенской церкви Сан Доменико.