История Настаджо дельи Онести
Искусство Италии 15 века. Ренессанс.
Картина художника Сандро Боттичелли «История Настаджо дельи Онести», сцена третья «Ужин у Настаджо дельи Онести», серия из четырёх картин к «Декамерону» Боккаччо. Размер работы 84 x 142 см, дерево, темпера.
Вазари сообщает, что Сандро Боттичелли «для дома Пуччи ... написал четыре маленьких очаровательных картины с маленькими фигурками по новелле Боккаччо о Настаджо дельи Онести». Эти композиции по случаю брака Джаноццо Пуччи и Лукреции Бини в 1483 году заказал художнику Лоренцо Великолепный.
Сандро Боттичелли исполнил общий замысел на картоне, над картинами сцен работали его помощники Бартоломео ди Джованни и Якопо Селайо. Этим объясняется не столь высокий уровень исполнения, как в авторских произведениях Сандро
Боттичелли. При общей элегантности форм и драматической напряженности действия линии кажутся сухими, а цвет – эмалевым и резким.
Сюжет новеллы из «Декамерона» Боккаччо (V, 8), соединяющий в себе жестокость и куртуазность, импонировал вкусам заказчиков из придворного круга Медичи. В новелле рассказано, как богатый юноша из Равенны по имени Настаджо дельи Онести влюбился в девушку, принадлежавшую к более знатной семье Траверсари". Все усилия влюбленного надменно отвергались красавицей. Впавший в отчаяние юноша удалился в Кьясси под Равенной, где, гуляя в роще (фигура композиции слева), погруженный в мечты о своей даме сердца, натолкнулся на ужасающее зрелище. Два пса преследовали и кусали обнаженную девушку, а за нею гнался всадник со шпагой, грозя смертью (правая часть композиции). Желая спасти несчастную, Настаджо схватил сук дерева (вторая фигура слева), но услышал от всадника любовную историю, приведшую того к самоубийству. Попав после смерти в ад, строптивая девушка, жестоко отвергавшая влюбленного, обречена вечно бежать от него, а он – вновь и вновь убивать свою жертву и бросать ее холодное сердце на пожрание собакам.
На картине третьей сцены истории художником Сандро Боттичелли изображено, как Настаджо пригласил на обед своих друзей и семью Траверсари с их надменной дочерью в то место, где он стал свидетелем «терзания жестокой женщины». Художник создает красивую композицию, оживленную яркими цветовыми пятнами. Он внимательно передает бытовые реалии того времени. Действие представлено в момент кульминации, когда праздничную атмосферу застолья резко нарушило появление обнаженной девушки, истязаемой собаками, и всадника, который нагонял ее с поднятой шпагой.
Гости Настаджо реагируют на происходящее позами и жестами, выражающими ужас, изумление, сострадание. Театрализованный характер построения подчеркивает фигура Настаджо: повернувшись к своим гостям, с красноречивым жестом широко разведенных рук он объясняет суть страшного видения. Трактуя эпизод новеллы на языке живописи кассони, мастер придает ему драматическую выразительность. Композиция четвертого эпизода содержит концовку новеллы, где устрашенная девушка из дома Траверсари согласилась выйти замуж за Настаджо.